Карта сайта НПТМ
Эксклюзив туризм НПТМ
Эксклюзив туризм НПТМ
 Эксклюзив туризм НПТМ
Мария Карпинская - Ген. директор Нового планетарного телевидения М, Член координационного Совета Международного Природоохранного Объединения «Спасатели»
 Эксклюзив туризм НПТМ
Александра Гусева - исполнительный директор НПТМ-телевидения, директор проекта "Экологический теле-автопробег", оператор, фотограф, web-мастер
 Эксклюзив туризм НПТМ
Леонид Шнейдеров - консультант проекта эко-туризма НПТМ, руководитель МПО «Спасатели». Германия http://www.litcetera.net
 Эксклюзив туризм НПТМ
Галина Хэндус - известная писатель, член Союза русских писателей Германии, член Координационного Совета МПО "Спасатели", консультант проекта "Экологический теле-автопробег". http://www.freude-am-buch.de/+/4_ru_.html
 Эксклюзив туризм НПТМ
Александр Айгистов - партнер экологического автопробега НПТМ "У последней черты", руководитель Российского Агентства развития информационного общества "РАРИО"
 Эксклюзив туризм НПТМ
Игорь Романовский - продюсер государственного телеканала "Россия", партнер экологического автопробега НПТМ "У последней черты"
 Эксклюзив туризм НПТМ
Валерий Бушухин - журналист, этнограф, путешественник, фотокорреспондент ИТАР-ТАСС по Уралу и региональных изданий, автор проекта "Земля Урал-Мороза".
 Эксклюзив туризм НПТМ
Светлана Иванова - консультант отдела по делам молодежи Управления культуры, туризма, молодежи и спорта Администрации города Переславля-Залесского, организатор программы эко-теле-автопробега НПТМ в Переславле-Залесском
 Эксклюзив туризм НПТМ
Шерстнев Владимир Леонидович - заведующий историческим отделом Козьмодемьянского культурно-исторического музейного комплекса, организатор культурно-познавательной программы эко-теле-автопробега НПТМ в Козьмодемьянске
 Эксклюзив туризм НПТМ
Никонорова Инна Витальевна - Председатель Чувашского республиканского отделения русского географического общества, организатор культурно-познавательной программы эко-теле-автопробега НПТМ в Чебоксарах
 Эксклюзив туризм НПТМ
Амирова Айгуль Талгатовна - руководитель пресс-службы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, организатор пресс-конференции в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан с участниками эко-теле-автопробега НПТМ
 Эксклюзив туризм НПТМ
Юлия Колбина - пресс-секретарь Елабужского государственного музея-заповедника, организатор культурно-познавательной программы эко-теле-автопробега НПТМ в Елабуге
 Эксклюзив туризм НПТМ
Дорофеева Елена Михайловна - заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, организатор пресс-конференции в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с участниками эко-теле-автопробега НПТМ
 Эксклюзив туризм НПТМ
Чулков Виктор Иванович - пресс-секретарь Президента Удмуртской Республики, организатор пресс-конференции в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с участниками эко-теле-автопробега НПТМ
Также администрация экологического
теле-автопробега НПТМ благодарит:


Заместителя руководителя Государственного Музея Ретро-автомобилей
Истомину Наталью Александровну,

Руководителя отдела культуры администрации МО Городского Округа города Козьмодемьянска
Капустину Ирину Юрьевну,

Директора природного парка «Иремель»
Галееву Римму Талховну,

Заместителя министра природопользования и экологии Республики Башкортостан
Айгиза Нагимовича Кималова

Эксклюзив туризм НПТМ
Кратко о маршруте путешествия
Москва - Аркаим - Москва
Автопробег проходит при поддержке Международного природо-охранного объединения «Спасатели», Российского Агентства развития информационного общества РАРИО, Благотворительного Фонда «Пища Жизни»

1. Москва
Музей ретро-автомобилей
Москва, ул. Рогожский вал, д. 9/2

2. Переславль-Залесский
Салон ретро автомобилей, Эко-парк Веслево, Синий камень, Плещеево озеро, Пресс-конференция с администрацией города

3. Владимир

4. Нижегородская область
Озеро Светлояр

5. Чебоксары
Месторождение лечебных грязей озера Когояр

6. Казань
Храм всех религий, администрация Татарии, Эко-брифинг с Фондом "Пища Жизни"

7. Елабуга
Елабужское городище, Мемориальный комплекс М.Цветаевой

8. Ижевск
Встреча с главой Удмуртской республики Александром Волковым

9. Камбарка

10. Кунгур
Кунгурские пещеры

11. Екатеринбург
Обелиск на границе Европы и Азии, Озеро Тальков камень

12. Аркаим
заповедник Аркаим, "Аркаим" - историко-археологический центр

13. Челябинск
Озеро Чебаркуль, гора Иремель.

14. Уфа
Встреча с администрацией Башкортостана

15. Самара, Тольятти
Пресс-конференция с администрацией города, Жигулевский заповедник

16. Пенза

17. Рязань

18. Москва

Эксклюзив туризм НПТМ

ЭКСКЛЮЗИВ - ТУРИЗМ НПТМ

Эксклюзив туризм НПТМ

Экологический автопробег «У последней черты» по маршруту
Москва – Аркаим - Москва

НЕОТКРЫТАЯ РОССИЯ

ФОТОРЕПОРТАЖ

11 июня 2013 г.

Елабуга, хранимая тысячелетиями.

В Елабугу наш авто-караван Экологического теле-автопробега НПТМ добрался ночью. И ночью на въезде в Елабугу нас встретила Юлия Колбина - пресс-секретарь Елабужского государственного музея-заповедника. Юлия сопроводила наш эскорт на самое древнее место Елабуги - Елабужское городище и отвела нас к древней башне. Знакомство наше с Елабугой началось с Городища, древней башни и звездным небом над нами.

Ночевали на Елабужском городище в палатках. Утром при солнечном свете мы увидели все красоты этого места. Елабуга - древний славный город, стоящий на уникальном силовом месте Земли. Елабуга выросла из древнего городища, возникшего здесь ещё до нашей эры. как на священное место, сюда в разные времена и эпохи стремились всевозможные духовные течения, чтобы ставить свои святыни именно здесь.
На месте Елабужского городища были: древнее святилище, мусульманская мечеть, христианский монастырь - это только то, что осталось в аналах истории. На это место предендовали многие. Как позже рассказала нам Андарзянова Светлана Абдулхаевна - старший научный сотрудник Елабужского государственного музея-заповедника, на месте Елабужского городища изначально жили волхвы, стояли святилища, (возможно, это были солнцепоклонники) а под землёй находились тайные ходы.
Алабугой или Елабугой его прозвали те, кто не мог подступиться к священному месту и разбивал свои суда о незримый подводный камень, который прозвали "быком".

"Местные жители называли этот камень Бык или Большой бык. По-булгарски бык - «буга». Бык был опасный, злой. У древних тюрок (в том числе и у ранних булгар) было слово «ала», которое обозначало «недобрые помыслы, козни, дурные свойства». Поэтому злой камень Бык, вероятно, именовался у ранних булгар Алабугой. И город, стоящий на месте слияния двух рек, получил название Алабуга, в русском варианте произношения - Елабуга." (http://new.ug.ru/archive/39082)

Изначальное название этого места не вписалось в историю, но по историческим событиям, становиться ясно, что место это не простое, не подвластное ни людям, ни времени. Называя это место "Чертовым городищем", все религии и конфессии не то что избегали его и обходили стороной - напротив, на священном месте стремились надолго обосноваться и поставить свои атрибуты власти разные народности и конфессии.
Не кажется ли это парадоксальным? Такое поведение с этим местом на Земле напоминает поведение мужчин по отношению к женщине, которой они хотят обладать, но не могут, а по сему хулят и от злости стремятся уничтожить, а за глаза распускают слухи о том, что уже владеют ею...

При въезде на городище стоит памятник Булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммату, открытый в августе 2007 года в день празднования 1000-летия основания города Елабуги.

Когда позднее мы поинтересовались о личности в истории персонажа Булгарского эмира Ибрагима I бен Мухаммата - нам ничего не ответили.

Тогда мы обратились к интернету - хотелось найти какой-то след в истории Булгарского эмира Ибрагима I бен Мухаммата. На удивление, в интернете оказалось всего ничего:

1. Ибрагим I бен Мухаммат считался основателем Елабуги и правил в период с 1006 по 1026 годы. В Википедии об основателе города Елабуга (Алабуга) ничего не было сказано: "... благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII—V вв. до н. э. На основе комплексных археологических, исторических данных, учёный совет Института истории АН РТ определил, что Елабуга возникла на рубеже X—XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005—1010 годам".

2. Упоминается исторический источник: "Памятник основателю Алабуги (Елабуги) Эмиру Булгарии Ибрагиму I поставлен в честь тысячелетия города – это, прежде всего официальное признание учеными и властями Татарстана, булгарского свода летописей «Джагфар Тарихы». (http://vk.com/video58353228_136875415). Обращаемся к интернету - что известно о своде летописей «Джагфар Тарихы»? Вот что мы нашли:

Википедия: "Джагфар Тарихы («История Джагфара») — фальшивый[1] исторический источник, введенный в оборот как свод булгарских летописей в 1990-е годы учителем истории, активным участником булгаристского клуба «Булгар-аль-Джадид» Ф. Г.-Х. Нурутдиновым". (http://ru.wikipedia.org/wiki/Джагфар_Тарихы)

Сувары: "Джагфар Тарихы («История Джагфара») — спорный текст, введенный в оборот как свод булгарских летописей в 1990-е годы учителем истории, активным участником булгаристского клуба «Булгар-аль-Джадид» Ф. Г.-Х. Нурутдиновым. Вся предыстория текста известна только с его слов. Существует только в виде списков, сделанных Ф. Г.-Х. Нурутдиновым. О наличии оригинальных текстов исторических сведений нет. Большинство историков оценивают свод как современную подделку." (http://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/dzhagfar-tarihy)

Исследование Юлай Шамильоглу "«ДЖАГФАР ТАРИХЫ». Как изобреталось булгарское самосознание" :
"...Материалы «Джагфар тарихы» представляют собой и другие исторические проблемы, включая анахронизмы, слишком многочисленные для освещения в данном эссе; ...автор, судя по всему любитель... После краткого анализа основных проблем представленного текста, вне всякого сомнения, можно сказать, что данная работа является вымышленным документом XX века, «изобретением традиции».

Сам собой напрашивается вывод: Булгарский эмир Ибрагим I бен Мухаммат - это памятник. В истории нет ни легенд, ни упоминаний о личности с этим именем. Возникает вопрос: зачем изображать несуществующего основателя Елабуги (Алабуги) в одежде более позднего периода татаро-монгол - XIII века?

Зачем понадобилось искажать историю? Может быть есть то, что пытаются скрыть?

В истории случались подобные случаи, например, в Древнем Египте: "Став единовластным правителем Египта в 1503 г., Тутмос III уничтожил память о царице Хатшепсут. Имя Хатшепсут было стерто с ее памятников. Воздвигнутые ею великолепные обелиски Тутмос велел застроить каменной стеной. Ее роскошные статуи в поминальном храме Дейль-эль-Бахри были низвергнуты и разбиты. Даже имена приближенных и сподвижников Хатшепсут стерли из многих надписей. Тутмос в корне изменил внешнюю политику. Если его мачеха правила в мире и спокойствии, то он провел все свое царствование в тяжелых завоевательных войнах." (http://www.hrono.info/biograf/bio_t/tutmos3.php)

Какой народ испокон веков жил здесь и строил свои поселения? Ананьинский могильник близ Елабуги, датируется VIII — V вв. до н. э.

"В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи. Археологическими раскопками последних лет получены интересные результаты, позволяющие рассматривать древнюю Алабугу в числе булгарских городов, существовавших в ещё домонгольский период нашей истории. В IX—X столетии н. э. образовалось Булгарское государство, ценнейшим памятником которого является «Елабужское городище» — остатки древнего булгарского города." (Википедия)

Из книг и статей Мирфатыха Закиева "ЭТНИЧЕСКИЕ КОРНИ ТАТАРСКОГО НАРОДА" прослеживается прямая связь и приемстрвенность народов, живших на этой территории.

"Что касается конкретно региона Поволжья и Приуралья, то и здесь жили скифы и сарматы, но рядом с финно-угорскими племенами, занимающими в основном лесную зону. Поэтому некоторые археологические культуры этого региона, относящиеся к периоду до “прихода” сюда в IV в. гуннов, признаны иранскими, а некоторые – финно-угорскими [Халиков А.Х., 1969, 3, 373]. Тюркские археологические культуры, естественно, не найдены, ибо до прихода гуннов в Восточной Европе тюрков якобы вообще не было.

Что касается скифов и сарматов, которые жили в Поволжье и Приуралье до “прихода” сюда гуннов, то, как мы увидим ниже, они в этом регионе не были ираноязычными."

"Геродот, сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому сарматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», — заключает историк.[9] По-видимому, сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано: ещё в священной книге зороастрийцев Авесте сарматы упоминаются под именем «сайрима» и называются кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей». " (Википедия)

Елабужское городище - это необыкновенное место!

С высокого берега Камы видно далеко.

Можно долго стоять и любоваться разливом Камы.


У подножья возвышенности, на котором располагается Городище, есть родник.


К роднику ведёт Лестница Тысячелетий.

Мария Карпинская спускается к роднику.

Вода в источнике давала силу.



А теперь пора наверх. Подъем наверх не прост - 293 ступени!




До основной экскурсии на городище мы решили побыть небольшой группой.

Вход на Елабужское городище через деревянную смотровую башню.

От простора и широты на Елабужском городище захватывало дух.











Мария Карпинская у башни Елабужского городища.

К нашей группе участников Экологического теле-автопробега НПТМ подошли Юлия Колбина - пресс-секретарь Елабужского государственного музея-заповедника и Андарзянова Светлана Абдулхаевна - старший научный сотрудник, экскурсовод.

Андарзянова Светлана Абдулхаевна интересно рассказывала о Елабуге, о истории её истоков.

Елабужское (чёртово) городище, остатки укрепленного поселения на берегу р. Тойма, близ г. Елабуга. Первоначально было родовым убежищем одного из местных племён, обитавших в этом районе во 2-й половине 1-го тыс. н. э.

В восточной части городища находятся остатки квадратной каменной цитадели (400 м2) с четырьмя башнями, возведённой в 10 в. болгарским князем, захватившим убежище.

Военная крепость, названная булгарами Ала-буга (пегий, серый, злой + бык, змей, богатырь), возникла на месте бывшего укреплённого поселения угров.

Фотография раскопок Елабужского городища.

В XII в. на месте святилища прежних жителей этого края была сооружена белокаменная мечеть подквадратной формы (21 х 21 м.) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре- Болгаре (IX-XХ вв.) и Болгаре (ХIII-XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде. В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи.

Первоначальная кладка из неотёсанных камней на известковом растворе с алебастром сохранилась только с северной стороны. В 1844 г. башня рухнула. Остался стоять лишь небольшой северный участок с арочным дверным проёмом и окном над ним. В 1867 г. по инициативе елабужского главы, купца II гильдии И. В. Шишкина рухнувшая башня была восстановлена на старом фундаменте и покрыта железом. Именно тогда появились четыре прямоугольных окна в верхней половине башни.


Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В булгарский период она становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье и далее до Ледовитого океана.


В 1614-1616 гг. на месте Елабужского городища был основан мужской Троицкий монастырь, упразднённый в 1764 г. В это же время образовалась монастырская слобода, впоследствии – село Подмонастырка, сохранившее свой первоначальный уклад и архитектуру.

Существует поверие, что загаданное у башни желание обязательно сбудется.




Следующее место, куда отправилась наша группа участников Экологического теле-автопробега НПТМ - могила Марины Цветаевой.

Около могилы Марины Цветаевой выгравированы её слова:

"Идёшь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала тоже!
Прохожий, остановись!".


У могилы Марины Цветаевой звучала её поэзия и цитаты из воспоминаний о ней.

Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей — и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!

Знакомец! Отколева в наши страны?
Которого ветра клясть?
Знакомец! С тобою в любовь не встану:
Твоя вороная масть.

Покамест костру вороному — пыхать,
Красавице — искра в глаз!
— Знакомец! Твоя дорогая прихоть,
А мой дорогой отказ.



После посещения могилы Марины Цветаевой, перед нами распахнул двери дом, где свои последние дни жила Марина Цветаева.



















Мария Карпинская смотрит на портрет Марины Цветаевой - её любимого и близкого сердцу поэта.




Мария Карпинская у дома Марины Цветаевой.


Следующий музей, куда пригласила нашу группу участников Экологического теле-автопробега Светлана Абдулхаевна - Музей "Протомойня".

Музей "Протомойня" - это история русских прачечных. Светлана Абдулхаевна рассказывала, что изначально этим тяжелым трудом занимались мужчины.

Но,как водится в истории, тяжелое бремя зачастую перекладывали на женские плечи.



"Протомойня" - натоящий музей труда, чистоты и гигиены.


Это - сувенирный атракцион музея "Протомойня": каждый желающий может приобрести кусок хозяйственного мыла и выбить на нём знак Елабуги.



В Елабуге множество интересных памятников. Здесь - Мария Карпинская на багажнике велосипеда почтальонки. Памятник почтальонке и связисту в Елабуге.



Скамейка любви. Существует поверие: кто присядет на скамейку - тот и любовь свою встретит. На фото Мария Карпинская.

Такой необычный памятник Ленину в Елабуге.


Самый большой музей, который посетила в этом городе наша группа участников Экологического теле-автопробега НПТМ - Музей истории города Елабуга.

В Музее истории города Елабуга сначала мы попали в главный зал с археологическими экспозициями и историческими инсталяциями. Войдя в темный зал, нам показали свето-звуко-представление, имитирующее раскаты грома и сверкание молний, ещё мы увидели кусочек постановочного фильма с инсценировками и реконструкцией времен основания Булгарской крепости - сегодняшнего Елабужского городища.

Затем включили свет и наша группа ознакомилась с экспонатами этого зала: здесь были представлены, археологические экспонаты, в основном женские украшения и оружее, Исторические инсталяции с муляжами женских и мужских фигур в костюмах разных времен Волжской Булгарии, чучела птиц и животных.






В залах исторического музея было несколько интерактивных площадок:

На магнитной доске распологались пазлы с изображением предметов древности. Собирание из пазлов единой картинки ассоциировалось с работой археологов - собирания расколотых частей находки в целый предмет.


Ещё в залах стояли стеклянные аквариумы с песком и лопаткой. Это тоже являлось инсценеровкой работы археолога. Задача - выкопать артефакт. Благодаря интерактивным стендам, посещение исторического музея Елабуги становится интересным не только взрослым, но и детям.




Один зал с археологическими находками сменял другой.

Эти кости животных пролежали в земле ни одну сотню лет.


Залы на верхнем этаже принадлежат более позднему периоду Елабуги - когда она уже была в составе Российской империи, а далее - Советского Союза.






Это интерактивный макет всего города Елабуги. Указав на экране номер архитектурного сооружения, отображенного на макете, можно получить историческую справку о любом выбранном вами объекте.


Музей истории города Елабуга удостоин многих наград, в частности, Пальмовой ветвью мира.


Для нежалающих оставить себя без подарка, в Музее истории города Елабуга работает ремесленная мастерская, где наряду с возможностью приобрести тот или иной сувенир, можно пройти мастер-класс у народного умельца и забрать себе на память сделанный своими руками сувенир.

В завершении необыкновенной экскурсии по городу Елабуга, наша группа участников Экологического теле-автопробега НПТМ посетила Александровский сад.


Аллея любви. Скамейка примирения. На скамейке - Светлана Абдулхаевна Андарзянова и Мария Карпинская.




Наша группа участников Экологического теле-автопробега НПТМ во главе с Марией Карпинской, Светлана Абдулхаевна Андарзянова и Юлия Колбина.


К сожалению, пришло время прощания с уже полюбившимся городом Елабугой, со Светланой Абдулхаевной и Юлией Колбиной, которые радушно встретили нашу группу и показали нам свой родной город так, что мы успели его сердечно полюбить. В завершении мы посмотрели на памятник легендарной женщины - Надежды Андреевны Дуровой - и отправились в путь.

В фоторепортаже использовались источники:
http://www.elabuga-city.ru/articles-chertovo-gorodishche.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%EB%E0%E1%F3%E3%E0
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%E0%ED%FC%E8%ED%F1%EA%E0%FF_%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E0
http://tatar.yuldash.com/173.html

Фото и репортаж А. Гусевой

Смотрите далее фоторепортаж >>>
Султый, Комалак, Юлдаш. Праздник Родового древа Башкирского народа.