Список форумов nptm.ru nptm.ru
Мария Карпинская приглашает на корабль "Странник"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

27.02.08. "О происхождении Бабы Яги"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> Новые Планетарные Сказки
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ



Зарегистрирован: 04.02.2008
Сообщения: 461
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Фев 25, 2008 2:53 pm    Заголовок сообщения: 27.02.08. "О происхождении Бабы Яги" Ответить с цитатой

О происхождении Бабы Яги

Имя Бабы Яги настолько знакомо всем с самого раннего детства, что порою кажется, будто этот персонаж сопровождает нас всю нашу историю. Более того, многие серьезные исследователи утверждают, что Баба Яга это древнее языческое божество, доставшееся нам в наследство от дохристианских верований. Однако возникает вопрос, почему у остальных индоевропейских народов, кроме, единственно, русского, этот персонаж напрочь отсутствует в мифологии. Есть, конечно, понятие «ведьма», происходящее от термина «водь». Да, это понятие распространено во всех языках, и древнегерманское «weihs», трансформирующееся то в немецкое «Hexe», то в английское «witch», при всей современной непохожести этих слов, демонстрирует нам общность происхождения термина.

Однако Баба Яга и ведьма не совсем одно и то же. Ведьма это живая женщина, которую можно закопать, вбив в тело осиновый кол, а можно и сжечь на костре. А сжечь Бабу Ягу еще никому не удалось. Да и потом, ведьм было много – в Испании, Германии, Италии было сожжено более 30 000 ведьм, а Баба Яга – одна, и ни один индоевропейский народ, кроме русского, сказок про нее не сочиняет.

Чтобы понять, кто такая Баба Яга, нужно вспомнить, где она живет.

Вспомнили? Правильно – в избушке на курьих ножках. Давайте от этого научно установленного и никем не оспариваемого факта и будем отталкиваться.

Насчет происхождения термина «арбат» существует несколько гипотез.

В средние века на месте Арбата и примыкающих переулков был лес, по которому протекал ручей Черторый, ныне заключённый в подземную трубу.

На отвесных стенах оврага имелось множество пещер. От этих-то пещер, называвшихся по-арабски словом «хербат» («х» в некоторых диалектах не читается) и произошло слово «Арбат».



Современный вид Черторыя под землей

Ручей этот брал начало из Козьего болота в районе современных Патриарших прудов, протекал вдоль современной улицы Спиридоновки, а далее шел вдоль стены Белого города.



В этом месте в Черторый впадает Сивцев Ручей.

Однако в те времена, о которых пойдет речь, Белого города не было еще и в помине.

В то время вся Москва была сосредоточена на части территории нынешнего Кремля, а местность к западу от города называлась Занеглименьем, поскольку находилась она за рекою Неглинной.

Дорога на запад шла из будущих Троицких ворот, называвшихся тогда Ризоположенскими. Далее он шел по будущей Воздвиженке и продолжался на запад в сторону Смоленска.

В XIV столетии неподалеку от будущего места ныне исчезнувшей Собачей площадки – на месте пересечения нынешнего большого Ржевского переулка и нынешней Большой Молчановки в точке с координатами 55°45'12"с.ш. и 37°35'24" в.д. находилось тройное разветвление дорог, известное в сказках как то самое распутье, на котором стоял витязь или, позднее, богатырь.



На этом фото я стою на том самом месте, где раньше стоял тот самый камень.

Кстати, вопреки общему мнению слово «богатырь» происходит не от монгольского «баатур» и не от тюркского «батыр». Наоборот, эти слова были заимствованы половцами из русского, а у половцев это слово переняли монголы, у которых до этого аналог нашего витязя или европейского рыцаря назывался словом «нойян». Богатырями впервые стали называть витязей из дружины князя Владимира, которые при введении христианства поТЫРили всех БОГов в капищах, а многие из них были золотыми и серебряными.



Витязь на распутье с картины Васнецова

Так вот, на месте нынешнего пересечения Большой Молчановки и Большого Ржевского переулка на разветвлении натрое Смоленской дороги и стоял в старину тот камень, на котором по легенде и было написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному; направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти». Само же разветвление дорог в плане напоминало куриный след, и потому место это было названо курьей ножкой.

Однако этот участок дороги, проходящий от нынешней площади Арбатские ворота до дома № 16 по улице Новый Арбат пользовался у тогдашних москвичей дурной славой. Дело в том, что на этом месте возникла кузница. По логике вещей богатырь, отправляющийся в дорогу, должен был заехать в кузницу, чтобы подковать богатырского коня и наточить богатырский меч. Однако в ту пору кузнецы считались колдунами и волшебниками, поскольку имели дело с огнем и дымом, и кузнецы эти слухи о себе не опровергали, поскольку, благодаря этим слухам, вредить кузнецам боялись, считая, что те в ответ могут навести порчу. Более того, у кузнецов в те времена существовал особый культ, включающий жертвоприношения. В жертву приносили, как правило, ягненка. Само же слово «ягненок» является однокоренным со словом «яга». Поэтому-то заезжать к кузнецу заезжали, а вот ехать в дальний путь мимо кузницы считали плохой приметой.

Вскоре прямоезжая дорожка заколодела и замуравела, а основной путь переместился на нынешнюю улицу Арбат, которая, хоть и крива, но с мистической точки зрения безопаснее.

Однако избушка на курьей ножке продолжала существовать, и печная труба над ней продолжала дымить. Тогдашние москвитяне не знали печных труб, а избы топились по-черному. Дым выводился наружу через отверстие-верхник в потолке избы или же вообще через маленькое волоковое окно. Но чтобы обеспечить в кузнечных печах достаточную тягу, дымовые трубы были просто необходимы. Москвичи же стали слагать легенды о том, что кузнец по ночам вылетает из трубы на помеле (не путать с метлой) и летит куда ему вздумается.

Теперь же о самом главном: тот самый кузнец, который впервые поселился на курьей ножке и построил там избу, был выходцем из Мавераннахра - так в те времена называлась нынешняя Средняя Азия – а именно из города Самарканда. Однажды в Самарканде вспыхнуло восстание Сербедаров, и правитель города Хуссейн позвал на помощь Тамерлана. Тамерлан подавил восстание, а немногие оставшиеся в живых спаслись бегством. Среди спасшихся был мудрец Бабай-ага. По этнической принадлежности он считался иранцем, а по религиозному вероисповеданию считался зороастрийцем-огнепоклонником. Однако по тому факту, что он совершал жертвоприношения, следует сделать вывод, что он придерживался верования, существовавшего еще в дозороастрийские времена. Сам Бабай-ага считал себя потомком мастера Хирамъ-Абиффа - строителя Соломонова храма в Иерусалиме. Хирам же, в свою очередь, считался потомком Тубал-Каина, а Тубал-Каин считался в древней традиции внуком Эблиса – восточным аналогом Дьявола. По одной из апокрифических легенд Ева рожала не только от Адама, но и от самого Змея, который-то и есть тот самый Эблис. От Адама она родила Авеля, а от Эблиса – Каина. Во время строительства Храма невеста Соломона царица Савская влюбилась в мастера. Узнав об этом, Соломон подговорил троих рабочих убить Хирама. Однако

Персы называли Эблиса Ангро Манью, что другимъ народамъ слышится какъ Ахриманъ.

Вскоре после того, как Бабай-ага поселился на курьей ножке, произошло большое несчастье – в Москве вспыхнул Всехсвятский пожар. Легенда гласит, что начался он в церкви Всех Святых от разлившегося масла из горящей лампады. Однако тот факт, что произошел он 1 ноября – в День Всех Святых (на вторую Неделю по Пятидесятнице этот праздник был перенесен два века спустя – при митрополите Макарии), свидетельствует о более позднем происхождении этой легенды. Скорее всего, пожар этот был назван так из-за даты. Москвитяне и до этого с недоверием относились к Бабай-аге, а после пожара и вовсе возненавидели, считая, что причиной пожара стало его колдовство. Однако сам молодой князь Дмитрий Иванович, не бывший тогда еще Донским, запретил трогать Бабай-агу, считая веру в его колдовство пустым суеверием. Вскоре отношение к Бабай-аге несколько изменилось, поскольку одним из тех зелий, которые он толок в ступе по ночам, был порох. Именно этот порох использовали москвитяне в 1382 году при обороне города от Тохтамыша. Однако все равно, отношение к нему москвитян оставалось осторожным. Именно в ту пору и стали пугать детей словом «бабай».

После смерти Тимура в 1405 году Бабай-ака вернулся, говорят, в родной Самарканд, но место, на котором он жил, осталось в памяти москвичей, как проклятое, а его избушка на Курьих Ножках стала прибежищем его учеников-магов, а построенная на этом месте деревянная церковь стала приходом для кузнецов и магов, которых в обычные церкви не пускали. То, что творилось по ночам в этой церкви, достойно пера Гоголя, описавшего злоключения Хомы Брута в повести «Вий». Там церковные стены и кресты на куполах тоже не являлись защитой от Нечистой Силы.

Титул же Бабай-ака стал наследственным для обитателей его избушки на Курьих Ножках. Впоследствии он трансформировался в Баба-яга, попал в начале 17 века в польский язык, и распространился по славянским языкам в еще более искаженном виде – Баба-Рога.

Так продолжалось до восшествия на патриарший престол знаменитого борца с Нечистой Силой патриарха Иоакима. В 1681 году он повелел разобрать деревянную церковь, заново освятил это место и построил на нем новый каменный храм.



Храм Николы на Курьих Ножках

Храм был назван Церковью Николы, что на Курьих Ножках. Простоял он там до 1934 года, пока не был снесен. Ныне на его месте стоит школа № 1234.

А теперь попробуйте произнести «Бабай-ага»! Что вам послышится? Правильно. Как курья ножка стала курьими ножками, так и Бабай-ага превратился в бабу Ягу, и уже в конце XVI века папский легат при дворе Ивана Грозного впервые рассказывал в письме папе римскому Григорию XIII - тому самому, именем которого называется нынешний календарь - о том, что в лесу под Москвой обитает некая злая колдунья Baba Jaga.

_________________
Новое Планетарное Телевидение Молодежи
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> Новые Планетарные Сказки Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB