Список форумов nptm.ru nptm.ru
Мария Карпинская приглашает на корабль "Странник"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

ЖЕНСКИ–МАТЕРИНСКАЯ ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА К.И. ШИЛИН

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Лилит
Site Admin


Зарегистрирован: 06.02.2008
Сообщения: 1157
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 20, 2011 10:48 pm    Заголовок сообщения: ЖЕНСКИ–МАТЕРИНСКАЯ ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА К.И. ШИЛИН Ответить с цитатой

Москва
2011
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОГО ЗНАНИЯ
Том 25
К.И. ШИЛИН
ЖЕНСКИ–МАТЕРИНСКАЯ
ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА
ВОСТОКА _ МИРА БУДУЩЕГО
К.И. Шилин
ЖЕНСКИ–МАТЕРИНСКАЯ
ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА
Ш75
ISBN 978-5-98604-275-6 © Шилин К.И., 2011
УДК 008 (470+571+520)+140.8
ББК 87.2 (2 Рос+Япо)
Ш75
Энциклопедия Живого знания.
Т. 25 – 172 с.
ISBN 978-5-98604-275-6
Как почти соавтор
в работе приняла участие
Анна П. Ларина
Эта книжка не могла бы быть даже
задуманной, тем более написанной,
без вдохновляющего влияния
моей дражайшей половинки Лапиной Зинаиды.
Видит Бог, сколько я умолял
мою родную Зинулю
выступить в роли
хотя бы соавтора,
но тщетно.
По крайней мере,
здесь я имею право заявить,
что моя Зиночка является
подлинным автором этой работы,
но скрывается под псевдонимом,
что указан на обложке.
4
«Великие ростки Духовной СВОБОДЫ собрать в один огромный букет ПЕРВОЛЮБВИ ...
наступило ВЕЛИКОЕ ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН» (Л.И. Маслов «Откровения людям Нового века»). Таков высший смысл данной работы: построение системы образных понятий ЖЕНСКИ-МАТЕРИНСКОЙ ЛОГИКИ, основанной по своей логической сути на Открытии более общего основания – Живой метаформальной логики Творчества, позволяющей увидеть Новые перспективы Женской и эко-ограничения формальной логик.
Но для этого потребовалась смена теоретической парадигмы: философии Экософией как основанием Женской и Живой в целом логик. «Оборотная» сторона этого фундаментального процесса – снятие формальной парадигмы великого Аристотеля, обнаружившей ныне свою экофобную катастрофичность, многими по сию пору не понятую. Все это потребовало более глубокого проникновения в современную реальность, различая в ней реальности: Живую, предметно-расчлененно-цивилизационную и Творимо-Живую. Им и соответствуют: 1) интуитивно-Живая и женски-материнская логика Востока и женщин мира, 2) формальные логика-наука-философия Аристотеля и агрессивно-потребительского Запада и
3) создаваемая ныне Женски-материнская и общая Живая логики осмысливаемого Творчества Жизни.
5
Концепция представляет собою общую Стратегию эко-гармоничного совершенствова-
ния агрессивного мужского интеллекта в Твор-
ческий потенциал детей-женщин-мужчин-
старшихпоколений, что предполагает необ-
ходимость индивидуализации этой программы.
Может помочь Вам – при Вашем сильном же-
лании – стать тоньше-совершеннее-креативнее
при освоении Женской и Живой логики в целом.
Словом, Женски-материнская Живая логика
Творчества Жизни – самый краткий путь в
Эко-гармоничное будущее.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть I. ОБЩИЕ РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУРЫ,
ЦИВИЛИЗАЦИИ и их ЛОГИК
I.1. Женски-материнская логика =
логика воспроизводства Жизни
I.2. ИСТОКИ ЖИВОЙ ЛОГИКИ =
ЛОГИКИ ВООБЩЕ
I.3. НАЧАЛО ЖИВОЙ ЛОГИКИ ЯЗЫКА,
или ЯЗЫК – «МОСТИК» и предпосылка-
Начало-НОСИТЕЛЬ ЛОГИКИ
I.4. ЛИНГВО-ЭКОФИЛЬНАЯ ИДЕЯ ЗА-
РОЖДЕНИЯ ЖИВОЙ ЛОГИКИ
I.5. ЖИВАЯ ЛОГИКА ДЕТСТВА
5. Основные принципы Женски=
ЖИВОЙ логики
5.1. «Принцип всеобъемлющей
неопределенности»
5.2. “Вариативность и многозначность”
5.3. ПРАВИЛО НЕОЖИДАННОСТИ.
5.4. Практичность Женской логики
5.5. Непринужденность
5.6. Принцип миролюбия
5.7. «Реабилитация» Женской логики,
5.8. Существенные ограничения западной
логики
5.9. ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА и ЖИВАЯ
ЛОГИКА_ Гармоничное Будущее
ЧАСТЬ II. МАТЕРИНСКАЯ ЛОГИКА
ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ:
ВОСТОКО-РУССКИЙ ВАРИАНТ
II.1. ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА РАБИ’А АЛ-
АДАВИЙИ
II.2. СПЕЦИФИКА ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ
и ЕЕ ЛОГИКИ
II.3. ЗАМЫСЕЛ ЛОГИКИ НОРМАТИВ-
НОГО ПРОГНОЗА ТВОРЧЕСТВА
ТВОРЦОВ ДВУЕДИНОГО, ЯПОНО-
РУССКОГО МИРА
II.4. Двойное: женски-мужское Начало
теории=логики творчества
II.5. НОРМАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ Экосо-
фии _Логики ЯПОНО-РУССИИ
II.6. СТРУКТУРА ЖИВОЙ ЛОГИКИ
ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ
Женская и Живая логика в целом
Постоянство непостоянства женщины
Эко-гармонизация мужского творческого
потенциала японцев
Внелогические основы Японской МУЖ-
СКОЙ Живой логики –
Синтезирующая Живая логика
Метачеловека-Творца Жизни:
ИТОГИ _ ГЛОССАРИЙ МАТЕ-
РИНСКОЙ ЛОГИКИ Японо-
РУССИИ_ПЕРСПЕКТИВЫ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
«Женская логика – что это такое?
– Это миф. Я сколько хотите найду вам мужчин –
приведу за руку, причем очень высокого интеллекта и
профессионально успешных, которые вам продемон-
стрируют истерию, эмоциональную незрелость, во-
обще отсутствие какой бы то ни было логики, пред-
взятость, вспыльчивость, то есть те черты, которые
обычно приписываются ранимым барышням.
И сколько хочешь будет женщин с жестким,
твердым умом, со способностью все разложить и
делать серьезные выводы. Так что это ерунда, это
не вопрос женского и мужского, а это то, что наша
наука называет «когнитивный тип» – есть такие и
такие в обоих полах, это не вопрос пола…»
Так считает известный специалист, доктор
филологических и биологических наук, профессор
Т.В. Черниговская.
Да, действительно, именно таково эмпирически-
описательное понимание бессистемного «пере-
путывания» _ столкновения мужских: интеллек-
та _ формальной логики _ цивилизации (ныне
обнаруживших свою эко-катастрофичность) и
Женски-Матерински-сердечно-содержательных
ума _ логики _ культуры. В основе этого раз-
личия, переходящего в «мужском» обществе в кон-
фликт, – естественное различие Женщины-Матери
и (молодого) мужчины, которое в Китае обознача-
ется через знаменитое соотношение _ соотнесение
двух естественных начал: инь-ян, к тому же объе-
10
диняющих людей-с-Природой в одно гармонично-
Живое целое. Причем в инь немного ян, и наобо-
рот: в ян чуть-чуть инь. В норме их соотношение
гармонично, а их дисгармония _ противоречие _
борьба – аномально-противоестественны, но при-
вычны для Запада, начиная с античности, особен-
но с Аристотеля, выдавшего аномалию за «норму»,
ныне принятую за «естественное»-де, субъект-
объектное, «перекошенное» отношение (подме-
нившее действительно изначально-естественное
субъект-субъктное общение (инь-ян)). Это и при-
вело к «перепутыванию» логик: формальной (на наш
взгляд, агрессивно-мужской) и Женской логикой, а
также и самих женщин и мужчин, рассматриваемых
в данном случае в их духовно-творческой ипостаси-
функционировании: мужчины (особенно японцы)
женственны, а женщины (на Западе, отчасти и в Рос-
сии) – «мужественны»; таков, в частности, мир
цивилизации Запада, философски-логические осно-
вания которого заложил великий Аристотель. Это
особый, отнюдь не всеобщий рацио-эгоистичный
мир агрессивного потребительства, приведший
Мир Жизни к эко-кризису. Это значит, что мир Запада
агрессивно-потребительски-односторонне «пере-
кошен»; и значимую роль в этом «перекосе'BB играет
формальная логика Аристотеля, которая тем са-
мым выражает властно-материальные интересы
отнюдь не всего общества (как она претендует),
но лишь выдаваемые за них интересы правящего
меньшинства, выпячивающего роль агрессивной ча-
сти молодых мужчин, предводителем и кумиром ко-
11
торых был Александр Македонский – ученик_царь
Аристотеля.
А то, что известный лингвист Т.В. Черни-
говская (и многие другие) называют «женской
логикой» – это на самом деле карикатура, вы-
рожденный случай подлинной Женской логики,
нуждающейся в системно-фундаментальной эко-
гармонизации. Ее-то может и должна, по идее, на-
чать осуществлять Живая логика Творчества, в
первую очередь системно построенная Женская
логика, являющаяся осмыслением ее Живого ин-
туитивного основания. Живая логика Творчества
совершенствует формальную логику Аристоте-
ля в Метаформальную логику Творчества Жизни,
играющую тройную роль:
а) общечеловеческой Живой логики Творчества,
б) ее Мужского варианта, Мужской Живой ло-
гики Творчества и
в) максимально широкого основания Женской
логики творчества.
В этом контексте Женская логика должна будет
играть центральную, решающую роль при более чет-
ком различении Живой логикой Творчества себя как
Метаформальной логики от логики формальной. При
этом Живую логику будем понимать как структур-
ный «костяк» культуры вообще, а формальную логи-
ку – как структурно «свернутый» умысел антично-
западной техно=экофобной цивилизации. Соответ-
ственно Женскую Живую логику будем понимать
как теоретически абстрактную суть определенного
типа культур: Индии, Японии, буддизма, суфизма,
12
интуитивной логики женщин мира, довольно часто
(особенно на Востоке) выражаемую мужчинами,
как бы парадоксально это (для Запада) ни выглядело.
И будем исходить из того естественного факта, что
и для рождения _ воспитания ребенка необходимы
МАМА и ОТЕЦ (кит. инь-ян в их гармонии); а по-
тому столь же необходимы и две формы Живой логи-
ки: Женская и Мужская – в их взаимодополнении. И
всем нам присуща одна, общая для всех нас, ЖИВАЯ
логика, конструктивно альтернативная по отноше-
нию к формальной логике(трактуемой нами как не-
явно агрессивно-мужская). Живая логика составляет
отныне (для решения эко-проблем) необходимые
логические условия-основания создаваемой Жен-
ской логики как Новой Стратегии перехода мира
на уровень эко-гармонии. Т.е. миссия Женской ло-
гики – вместе с остальными вариантами Живой ло-
гики – и снятие реальной угрозы эко-катастрофы и
переход культур Востока-Запада-России-мира на ка-
чественно новый, экофильно-гармоничный уровень
взаимотворчества. И может быть решена основная
проблема современной эпохи: переход человечества
в новое качество, что возможно, на наш взгляд, на
основе, или путем перехода в новое, более совершен-
ное инновационно-творческое качество человека _
Человека-Творца, или целенаправленное развитие че-
ловека как духовно-творческой индивидуальности. А
для этого нужно лучше понять, что такое творчество,
творческая личность, творческая индивидуальность,
типология, способы-средства их формирования-
развития-совершенствования…
13
Начнем как будто издалека: с типологизации
населения _ культур _ творческих индивиду-
альностей на основе различения людей как детей-
женщин-мужчин-стариков, _ Детские-Женские-
Мужские-Соборно-синтезирующие культуры _
типы творчества и творческих индивидуально-
стей _ способов-логик их развития. Однако сами
эти логические связи и связки (_), означающие-
выражающие процессы перехода между процес-
сами и разными качествами были осмыслены _
сформулированы отнюдь не в широко принятой,
формальной, а разработанной нами Живой логике
Творчества, основным вариантом которой и явля-
ется Женская Живая логика Творчества, которая
есть Женски-МАТЕРИНСКИЙ вариант Живой
логики Творчества Жизни. Но почему возник этот
вопрос? И зачем нам нужна Женская логика? Разве
женскому полу она так уж нужна? Мы ведь как буд-
то обходимся без нее? Разве не так?
– Так уж исторически сложилось, что в Япо-
нии имеется особый, Женский язык. А у него не
может не быть своей, Женской логики, которая, как
известно, системно не осознана, т.е. интуитивна.
Но и весь японский язык в целом интуитивно женс-
твенен, – как и его логика. А разве может общество
жить,состоя только из женщин? Это значит, что ин-
туитивная Женская логика должна стать системно
осмысленной, пригодной для ее понимания еще и
мужчинам.
– А нужна ли такая Женская логика самим жен-
щинам?
14
– Да, Женская логика нужна и самим женщинам
для исполнения качественно новых, экологически-
Женски-Материнских – совместно, в соавторстве-с-
мужчинами-Отцами – функций воспроизводства био-
сферы как целостно Живой системы, отныне завися-
щей от человечества: Женщин и Мужчин, как Матерей
и Отцов в их экофильно-биосферной функции. Но не
менее значима и воспитательная функция Женского и
Мужского вариантов Живой логики Творчества, для
воспитания Творчески настоящих женщин и мужчин
как СоТворцов, совместно творящих саму Жизни.
Для имеющейся Женской логики характерна
прежде всего интуитивность высочайшего уровня,
не достижимая для большинства мужчин, даже ин-
теллигентных. Поэтому и бытует весьма ироничное
отношение к так называемой “женской” логике (см.
выше), которую принято считать просто алогичной
(некоим подобием логики, ее отрицанием) – в то
время, как в ней заложены логические, казалось бы,
парадоксы, вообще говоря, не разрешимые для муж-
ской, принятой ныне формальной логики. Но в то же
время ее наличие помогает подняться на следую-
щий, металогический уровень, опираясь на имею-
щуюся логику, и более – идя “от противного” по
отношению к ней, снимая ее как антипод интуитив-
ной Живой Женской логики, отказывая формальной
логике (логистике) в ее универсальности. Основное
преимущество Живой, в том числе и Женской ло-
гики – в ее естественности, в полагании ею самой
Жизни в качестве исходной аксиомы=основания, в
ее соответствии содержательной логике самой Жиз-
15
ни. Живая логика выступает в этом случае как некий
ее аналог, ее форма, способ и средство повышения
уровня ее самоорганизации, или “регулирования”
жизни (С. Радхакришнан. Индийская философия. Т.
2. с. 694.) Ни логистика, ни вся философия (Запада)
к этой функции не пригодны. Необходимость ее осу-
ществления и ведет к осознанию потребности в соз-
дании Живой логики, начиная с ее женского вариан-
та. Конечно, Живая логика – много шире Женской
Живой логики, включаетв себя и логику Детства,
и логику Жизни и логику интуитивного Творчества
Жизни Человеком, – в каковые входит и Женская
логика, сохраняющая тем не менее свою специфи-
ку форм Живой логики. Различение разных ее форм
есть решение почти чисто логической задачи, выво-
димые в ее начальных формах из различения форм
Жизни. Ведь Живая действительность тоже имеет
разные сферы, но они сами не отделяют, не разли-
чают себя друг от друга, составляя Живое целое.
Живая логика обнаруживает в нем его качественно
новое свойство – его Творимость Человеком, пре-
жде всего Женской творческой индивидуально-
стью. Она была в прошлом неким праобразом че-
ловека вообще (Аматэрасу в Японии, в буддизме), а
ныне становится идеальным прообразом Женщины-
Матери-Созидательницы будущего.
На Живую, особенно Женскую логику ныне
падает величайшая ответственность не только за
выражение Женщиной себя, своего творческого
Я, но еще и за гармоничное соединение многих
миров в творимо-Живое целое (в т.ч. и миров про-
16
фессиональных). Точнее, здесь необходимо дви-
жение с двух-трех сторон, из разных культур, из
разных профессиональных сфер к единому мно-
гообразному творимо-живому целому. По чисто
формальным-логическим критериям Живая ло-
гика – вовсе не логика (в силу того, что она есть
содержательная логика), а нечто такое, для чего
нужно еще найти подходящий термин. Таково, на-
пример, мнение А.И. Уёмова. В этом суждении
есть большой смысл. Да, действительно, Живая
логика есть, прежде всего, сама жизнь, а потом
уж логика. Но все-таки и логика тоже, ибо она
по-своему организует саму жизнь посредством
логических категорий. В то же время следует раз-
веять миф о чистой формальности современной
логики. Она тоже организует жизнь, абстрагируя
ее частные процессы: потребление=управление
(в экологическом структурном их тождестве) – во
всеобщую систему философии. Но эта связь пред-
метной логики со своим предметно-мертвящим со-
держанием скрывается философией. В этом смыс-
ле формальную логику можно считать особой:
содержательно-бессодержательной, перечеркива-
ющей свое живое до и вне-логическое основание.
Поэтому формальная логика в ее отделенности
и даже противопоставленностиживой реально-
сти теряет моральное право на дальнейшее су-
ществование. Она исчерпала свою историческую
необходимость бытия в качестве особой автоном-
ной сферы; ее уже качественно новое жизненно-
позитивное содержание=предназначение опреде-
17
ляется Живой, главным образом Женской логикой
как логикой Творчества Жизни. Впрочем, Женская
логика в значительной мере есть и логика Творче-
ства тоже, – хотя и особого творчества – творче-
ства следующих поколений, но уже и как творче-
ских личностей главным образом. Пожалуй, эта
форма Творчества Жизни – самая ответственная и
решающая. Соответственно и Женская логика как
форма логики творчества Жизни есть основная
сфера Живой логики, основной смысл которой –
Творчество Жизни Человеком. И все же вся Живая
логика, включая Женскую логику, будучи дисци-
плиной самосозидания, еще не есть сама Жизнь в
ее сущности, творимой человеком, но лишь как бы
ее скелет, схема. Она в принципе не может быть
полной картиной будущей жизни и тем более са-
мой жизнью. В этой логической схеме осознан-
но допускаются некие лакуны-тайны, которые не
столько невозможно, сколько не нужно открывать,
понимать, т.е. Женская Живая логика – это логика
выражения-созидания живой целостности, начи-
нающая этот процесс, но еще не в полном объеме.
Написание данной работы, построение Жен-
ского варианта Живой логики, хотя и задумано было
где-то четверть века тому назад, в начале 70-х, но
в теперешнем своем виде отчасти связано с книгой
В. Курбатова “Женская логика” (Ростов-на-Д., 1993,
224 е.). Принимая данное направление поиска, сме-
ним, однако, адресат иронии автора, заключенный
уже в подзаголовке: “(В шутку и всерьез о стран-
ностях молвы, сужденья, спора)”, обратив ее к тому,
18
что для В.И. Курбатова – почти вне шуток, а именно:
на предметно-”железную” мужскую, “всем извест-
ную” (формальную) логику. Впрочем, оба назван-
ные ее варианта заслуживают самого серьезного,
творческого, в т.ч. критичного и самокритичного,
ироничного и самоироничного отношения. Хотя бы
потому, что есть нечто – эко-проблематика, требу-
ющая фундаментального переосмысления всех тех
аксиом, которые, как оказалось, во многом ограни-
чены и ложны. Для этого переосмысления и нужен
качественно новый категориально-логический ап-
парат, т.е. та логика, которая делает своими частны-
ми случаями и ступенями в своем саморазвитии и
“железную” мужскую, в т.ч. и формальную логику-
диалектику-гносеологию и даже философию в це-
лом. Эту новую логику называем Живой. Одним из
основных ее вариантов – Женская логика, которую
В.Курбатов определяет, описывая так:
“Если под женской логикой понимать особен-
ности построения речи и характерные способы
поведения, специфические смыслы выражений и
даже бессмыслицу, язык мимики и жестов, вос-
клицаний и фраз, то во всем этом разнообразии
существуют некоторые стереотипы, или шабло-
ны. И если на самом деле женских логик столько,
сколько женщин, то женская логика, как нечто со-
вершенно противоположное всем известной муж-
ской “железной” логике, и есть выражение таких
стереотипов... Очевидно, это просто некоторые
неосознанно используемые, интуитивно применя-
емые приоритеты... Авторской гипотезой является
19
то, что женская логика представляет собой особый
компенсаторный механизм, который дает возмож-
ность разрешения противоречий между полами
мирным путем... и в индивидуально-личностной
форме” (В.Курбатов. сс. 4-5).
Своему варианту Женской Живой логики я
предъявляю более высокие требования: быть логико-
методологическим регулятивом (включающим в себя
все известные логические «механизмы» _ регуляти-
вы разрешения противоречий не только между пола-
ми, но и между человеком и Природой, т.е. решения
самых фундаментальных, эко-проблем современно-
сти). Оцениваемая с этих, эко-гармонизирующих по-
зиций, Женская логика оказывается – в силу своей, по
признанию В.Курбатова, естественности – экологиче-
ски более фундаментальной, чем пресловутая, обна-
ружившая в эко-сфере свои ограничения "железная"
мужская логика. Поистине "сила есть, ума не надо".
"Железность" мужской логики можно понимать как
антиэкологичность = экофобность = экоцидность =
эко-катастрофичность... Правда, В.Курбатов факти-
чески употребляет понятие логики в более широком
из принятых пониманий. Принято связывать логику
с мышлением, а не поведением (и если с поведением,
то черезмышление). И в этом отношении наши по-
зиции близки, если не тождественны: нет (в норме)
и не нужны жесткие разграничения (тем более про-
тиворечия) между мышлением и поведением челове-
ка, между его сознанием и “материальным бытием”,
между ним и природой и если-когда они возникают,
тогда необходимо всеми, в том числе и логическими
20
средствами (обеих и всех иных логик) стремиться к
их снятию, к гармонизации противоречий...
Логику создают в качестве системы средств
организации-регулирования человеком (мужчиной,
женщиной, старшими=умудренными поколениями)
своей жизни и творчества, своего общения с миром
Жизни и между собою. Большей частью ее не вы-
деляют из общей, в основном интуитивной, систе-
мы представлений=отношений=связей с миром. А
когда это в античности (софисты-Аристотель) про-
исходит, то этот рубеж символизирует возникнове-
ние противоречия между Природою и человеком-
мужчиной, а также между ним и остальным че-
ловечеством: детьми-женщинами-творческими
личностями (мудрецами). И философия: логика-
диалектика-гносеология... – создается не только в
качестве выражения “любви-к-мудрости”, но и ра-
ционалистичного, рафинированно-эгоистичного ее
ограничения, якобы, “любовью”, а в действитель-
ности – материальными интересами, отождествля-
емыми с предметом потребления и деятельности во
имя потребления и структурно-отождествляемых с
нею властных отношений.
Конечно, создание предметно-’железно’-
мужской логики (и философии в целом) качествен-
но повысило уровень осознанной активности чело-
века в мире. НО также и создало эко-проблематику,
фундаментальные основания которой игнориру-
ются в принципе до сих пор. В этих условиях и
возникает актуализация более внимательного и
серьезного востребования, осмысления и синтези-
21
рования культур-мудрости Востока, в особенности
по-женски специфичной и экологичной логики буд-
дизма. Этот интерес к Востоку усиливается волна-
ми. Одна из этих “волн” произошла в начале XX в.
в России. Это – Ф.И. Щербатской, опубликовавший
свою “Буддийскую логику”.
В этот же ряд можно поставить и “Женскую
логику” В.И.Курбатова. Она все же представляет
собою некий этап в осмыслении исторически и эко-
логически более фундаментального, интуитивного
уровня-пласта системы эко-общения. Главное, в чем
заключается ее качественное преимущество перед
“железной” логикой – это ее естественность, много-
кратно подчеркиваемая В.Курбатовым, или приро-
досообразность. И с этих позиций предмет его книги
шире-глубже-фундаментальнее-перспективнее, не-
жели это выразил ее автор: не “философия общения”
(с. 5), а Экософия гармонизирующе-развивающего
эко-общения – с особым акцентом на межличностно-
творческом общении. Конечно, книга В. Курбатова
отвечает этим, современным требованиям не в пол-
ной мере. И все же она является шагом в этом на-
правлении и ее можно рассматривать как переход
от “круто”=”железно” мужской логики=философии
к “релятивистской”, эко-гармонизирующе женски-
мужской Живой логике_Экософии общения.
Так понятая, Женски Живая логика будет более
адекватна следующей трактовке женской логики
В.Курбатовым: "поскольку женская логика в нашей
гипотезе символизирует конверсию враждебности и
непримиримости в мудрость межличностного обще-
22
ния, то философия (читай: Экософия. – К.Ш.) обще-
ния может вполне адекватно трактоваться как лю-
бовь к мудрости общения": (с. 5). Да, действитель-
но, в Экософии гораздо больше подлинной любви и
мудрости, чем в философии. Основная здесь форма
любви (и ей соответствующая мудрость Творче-
ства) – это Любовь-к-Жизни, к Живой Природе, и
уже не только как Матери-Сестре-Супруге и До-
чери, совместному (женски-мужскому) Творению
Человека. И тогда просто отпадает тот соблазн, о
котором пишет В.Курбатов:
“Есть один необычайно легкий путь объяснения
феномена женской логики и, соответственно, боль-
шой соблазн ее использования: объявить так называ-
емую мужскую логику явлением нормальным, а все
остальное представить как некоторую аномалию” (с.
5). Увы, автор приведенных строк не вполне сумел
не поддаваться этому соблазну. Кое-где в подтексте
книги звучит все же мотив аномальности женской
логики. Например: “Женская логика – это такое не-
что, что вообще неописуемо, непредсказуемо, не-
выразимо и, соответственно, необъяснимо... Также
невозможно, как невозможно открыть то, чего нет,
либо то, что уже открыто... Женская логика – такой
объект исследования, который практически не с чем
сравнить” (с. 33).
Кроме Бога, Жизни, Детства, Востока, Твор-
чества, особенно Искусства... К ним в максималь-
ной мере применимы те “не”, которыми описал
В.Курбатов Женскую логику. Но вот ее ли? Ука-
занные слова скорее могут быть отнесены к Богу,
23
жизни, женщине, детству, религии, искусству,
душе, чувству, интуиции, Востоку и т.п. И к жен-
ской логике тоже…, если она сможет вобрать-
постичь указанные феномены, постичь непости-
жимое, описать неописуемое, вообразить невооб-
разимое, представить непредставимое, предска-
зать непредсказуемое, сотворить несотворимое...
А это действительно фундаментальная проблема.
И В.Курбатов в каком-то приближении ее по-
своему решил. НО при этом существенно сузив и
почти запредельно упростив ее. Или, говоря науко-
ведческим языком, решая эту проблему в устарев-
шей, экологически смертельно=катастрофичной
парадигме... Для этой парадигмы еще более остра
и нерешаема проблема... мужчины=мужской
логики. Ведь если вдуматься, именно он и по-
средством мужской логики = философии = нау-
ки = техники = цивилизации в целом создал иду-
щую эко-катастрофу. Он и творец ее, и жертва.
Правда, жертвами в еще большей мере оказы-
ваются дети-женщины-человечество=Жизнь в
целом. Но что в мужской логике = философии =
науке экологически-катастрофично? Что нужно
ограничить-переосмыслить, а что, наоборот, раз-
вить? Для мужской логики, и В.Курбатова тоже,
этих проблем просто нет. А это значит, что мы на-
щупали фундаментальные ограничения всей со-
временной, мужской цивилизации, построенной
посредством “железной” мужской логики. Как бы
она ни объявлялась “нормальной” логикой, по-
стигнуть свои ограничения при существующем
24
уровне своего развития она не в состоянии. Вме-
сте с построением Женской логики необходимо
построить и Мужскую логику также, – как вари-
анты Живой логики.
И все же эти проблемы должны быть решены.
ЕСЛИ мы хотим жить, если мы сможем начать по-
зитивно участвовать в самосозидании-саморазви-
тии Жизни, перейти к сотворчеству с нею, сделав
себя, или сотворя себя Сотоворцами Жизни. Для
этого-то и нужна Живая (в том числе и Женская, и
Мужская) логика как логикаТворчества Жизни Че-
ловеком (Женщиной+Мужчиной в их гармоничном
сотворчестве=общении). А все современные логики
и особенно “круто=железно” мужская – экологи-
чески аномально = катастрофичны.
Но это не значит, что все их нужно “выбросить”.
Нет. Ведь иного логического “материала” для по-
строения Живой логики у нас нет. Придется доволь-
ствоваться тем, что есть, – правда, обратившись к
до- и внелогическим основаниям логики: к культуре,
искусству, религии, наконец. Своя логика у них есть.
Ее еще “только” нужно постичь. (Понять-познать
имеющимися рационально=логически=научными
средствами это невозможно. И В.Курбатов – один
из свидетелей.) Для современной, мужской логи-
ки: “вообще неописуемо, непредсказуемо, невыра-
зимо и, соответственно, необъяснимо...” А жить с
ним надо. И мы всю жизнь живем с ним. Проблема
“лишь” в том, как это выразить в категориях Новой,
Живой логики. Как повысить свой творческий уро-
вень во имя сотворения Логики Нового уровня? Как
25
выразить невыразимое, осмыслить непознаваемое,
постичь непостигаемое..? И вырваться на новый
уровень?
Решение этого комплекса проблем для “же-
лезной” логики явно не под силу... “Железа” здесь
мало. Его вообще здесь нет. Одна сплошная не-
определенность, которая “под силу” разве что
женски=творческой интуитивной сверхмудрости.
Словом, это проблемы Экологичной мудрости, или
Экософии и не просто Живой и даже не Женски-
Мужской логики, но логики Животворящей логики
Творчества Жизни Человеком; Женская логика к ней
на порядок ближе. Ее нужно “всего лишь” дораз-
вить. Предметно “железно” мужскую логику нужно
кардинально переосмыслить, переконструировать,
пересотворить, оживить=гармонизировать, прибли-
зить к женской… Но что это значит?
– Прежде всего снизить претензии мужской
логики на всеобщность; “ввести Жизнь” с ее гар-
моничностью, целостностью, в ее общении-с-
Человеком в систему «Животворяще-Живых логик
и=этики=эстетики=педагогики... Нужно и вообще
снизить претензии логики в системе Экософии,
выдвинув на первый план саму Жизнь в ее тожде-
стве с Человеком=Творцом и его самосозиданием,
гармонизировав структуру (Живой) логики в со-
ответствии с этими, качественно новыми, прежде
всего – нравственными приоритетами. Предметно-
Мужекая логика, – как и “философия – это анти-
жизнь” (Г.Гачев). Или, говоря логическим языком:
интуитивная Женская логика – тезис, формальная
26
(=агрессивно=мужская) логика – антитезис, Жи-
вая логика – гармоничный синтез. Но это – схема.
Жизнь, естественно, – бог всяких схем. И Живая
логика тоже, это прежде всего Живая сущность,
а уж затем логика. И Женская логика, как наибо-
лее Живая – по сравнению с мужской логикой –
это прежде Живая сущность, Женщина во всем
многообразии-неисчерпаемости своих свойств, а
потому она трудно постижима для мужского ума
с “железобетонной” логикой. В этом осмыслении
Женской логики грех был бы не опереться на до-
статочно объемную книгу В.Курбатова “Женская
логика”. Во многом она есть движение в том же
направлении, но..., как бы помягче сказать, в рам-
ках имеющейся мужской парадигмы... И тем не
менее. Попытаемся сформулировать некий “коэф-
фициент” перехода от господства мужской логики
к полаганию Живой, в том числе и Женской логи-
ки в качестве той, более общей логической систе-
мы, значимой подсистемой которой должна стать
и гармонизированно-”обнавленная” Мужская, но,
что еще важнее, и формальная логика также. По-
просту говоря, необходима смена знака в отноше-
ниях между мужской и Женской логиками, Женская
логика (и логика Творчества Жизни) должна стать
основой для эко-переосмысления-переоценки и
дальнейшего развития мужской логики. Это важ-
но хотя бы потому, что Женская логика, оценивае-
мая с позиций логики мужской, оказывается если
не всецело логической “аномалией”, но все же не
вполне достойной серьезного к себе отношения.
27
Хотя сама женщина, ее предназначение, а значит,
и ее логика достойны самого серьезного к ним от-
ношения. И В.Курбатов дает для этого вывода до-
статочные основания (хотя сам он такого вывода
в своей книге все же не делает). Собственно гово-
ря, вся книга может быть достаточно легко скорее
доосмыслена, чем переосмыслена с этих позиций
и послужить основанием для сделанных выводов
о приоритетности Женски=Живой логики по от-
ношению к логике мужской. Необходимо лишь
сменить тон, внимательнее и серьезнее отнестись
ко всему тому, что пишет В.Курбатов и особенно
к тем выводам, к которым он приходит. Если уж
мы с ним занялись Женской логикой со всей ее
естественностью, многозначностью и парадок-
сальностью, то уж давайте будем мужчинами и со
всей рациональностью сделаем вывод о том, что
интуитивная Женская логика все же изначальнее,
фундаментально=инвариантнее и экологически
перспективнее формальной логики.
Одно замечание. В.Курбатов исходит из следу-
ющего понимания образа-символа-понятия “жен-
щина”: “не существует женщины как общего и абс-
трактного понятия. Все, что связано с женщиной,
не терпит усредненности, приведения к общему
знаменателю. Женщина всегда конкретна, инди-
видуальна и, конечно, уникальна” (с. 127). Это и
есть определение понятия Женщина, Ее, Женской
логики. Тем самым В.Курбатов прямо утверж-
дает фундаментальность этих феноменов нашей
жизни – во всей их “жизненности”, идя вопреки
28
исходному основанию своих рассуждений. Ну бук-
вально по Оскару Уайльду: “Глупый противоречит
другим, умный – сам себе”. И тогда правильно, что
В.Курбатов по существу определяет абстрактность,
усредненность, предметность, “объективность” и
т.п. как свойства ущербной, односторонней, эко-
логически опасной мужской, особенно формальной
логики. Понять это “оборачивание метода” можно
при смене позиций, при качественном углублении
исходных аксиом.
Начнем с одного такого чисто научного свиде-
тельства. “Современные научные изыскания уве-
ряют, что при возникновении (оплодотворении яиц
сперматозоидами) все мы... женщины! генетика
утверждает, что только к шестой неделе зародыша
гены, ответственные за развитие мужского пола на-
чинают развиваться, оживать и влиять на развитие
зародыша. И он соответственно начинает приобре-
тать свойственные мужскому полу фенотипичес-
кие признаки. Это в огромной мере оправдывает
приоритет Адама в первородстве” (В.Курбатов.
Женская логика, с. 130), а мужской логики – в из-
начальности, инвариантности, всеобщности. На-
оборот, усиливается уверенность в том, что Жен-
ская логика ближе к Живой Логике вообще. Еще
более того, следующими выводами В.Курбатов как
тонкий наблюдатель женской психологии=логики
серьезно усиливает уверенность в естественнос-
ти высказанной выше мысли: “принципы женской
логики имеют настолько естественный характер,
что сродни безусловным рефлексам и свойственны
29
каждой женщине. Принципы же мужской логики
имеют достаточно искусственную природу и могут
трактоваться исключительно как условные рефлек-
сы... Если использовать тривиальные оценки, то
мужская логика ближе к классово-идеологическим
канонам, а женская – к общечеловеческим нормам”
(В.Курбатов, с. 116).
Но тогда совершенно естественен вывод: их
сопоставление возможно в полную меру при опоре
главным образом на Женскую (и Живую) логику, при
ее (их) понимании как инварианта Логики вообще и
при трактовке мужской-формальной логики как всего
лишь варианта этой общечеловечной и даже обще-
природной Логики (Жизни). Подчеркнем еще раз:
В.Курбатов достаточно четко и определенно сформу-
лировал основания для такого вывода, предоставив
возможность сделать его другим. Воспользуемся этим
шансом, – выводя Женскую логику как бы непосред-
ственно из Жизни Природы, изначально-языческих
культур, из Дао-Животворной логики Детства, но вы-
являя ее относительную самостоятельность в рамках
Живой логики и придавая большую фундаменталь-
ность = всеобщность тем принципам и свойствам
Женской логики, который выявил в своей талант-
ливой книге “Женская логика” ее автор В.Курбатов.
Итак, что же главное в Женской, логике Женщины-
Матери-Созидательницы?
Воспроизводство ею Жизни человека, а в пер-
спективе, в соответствии с жесткой тотальной не-
обходимостью – также и Жизни в целом. Прежде
всего этим и определяются
30
Часть I. ОБЩИЕ РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУРЫ,
ЦИВИЛИЗАЦИИ и их ЛОГИК
1.1. Женски-материнская логика = логика вос-
производства Жизни
И по этому основанию Женская логика явно
фундаментальнее мужской-формальной, ибо по-
следняя определяется главным образом двумя,
структурно подобными процессами: потребления
= управления. Поэтому формальная мужская логи-
ка (в ее витализированном виде) может существо-
вать на основе и даже как частный, формализован-
ный вариант Живой логики, функции которой по
существу выполняет Женская логика. Просто фор-
мальная мужская логикаесть средство подчинения
человеку=мужчине=потребителю всего остального
мира. Т.е. формальная мужская логика – это логика
властных отношений, а они – на фоне Жизни и осо-
бенно ее Творчества – просто примитивны, легче
поддаются формулированию информации. Поэтому
аргумент В.Курбатова (впрочем, широко распро-
страненный), связанный с фактом наличия мужской
и почти отсутствия женской логик, говорит скорее
об относительной примитивности первой и сложно-
сти второй, не просто общечеловечной, но и общей
Живой, общезначимой для Жизни вообще. Пробле-
ма еще и в том, что поныне Жизнь воспроизводила
себя сама: даже рождение человека и его становле-
ние творческой личностью во многом не понятны
до сих пор, – в том числе и из-за отсутствия соот-
31
ветствующей логики=методологии. И еще более по-
тому, что имеющаяся, “круто = железно” мужская
логика – мощное, трудно преодолимое препятствие в
осмыслении-воспроизведении-сотворении Жизни, в
том числе и в создании Живой логики и ее Женского
варианта. Самоуверенность мужчин определенного,
агрессивно-профессионального типа и уровня в боль-
шей мере мешает созданию Женски-Живой логики,
чем трудности самого процесса ее созидания. Отча-
сти поэтому так уж получилось у В.Курбатова, что его
“Женская логика” по существу оказалась выражением
более всеобщей, Живой логики. Попытаемся осмыс-
лить с этих позиций “Различия женского и мужского
поведения и суждения... Вот как классифицирует эти
различия арабский врач и философ Сар-Динаил в сво-
ем “Курсе развития скрытых душевных сил человека”.
(Дадим лишь эти различия в иной, принятой нами ло-
гике, а не так, как это сделал В.Курбатов):
ЖЕНЩИНА МУЖЧИНА
Душа активна. Тело активно.
Тело пассивно. Душа пассивна
Чувство. Воображение Ум. Логическое мышление
Искусство. Наука.
Конкретное мышление: Отвлеченное мышление:
синтез, выполнение, форма. анализ, идея, содержание
Вещество, восприимчивость Сила, настойчивость
Пассивное состояние. Активное состояние.
32
Энергия в напряжении. Энергия в действии.
Выносливость. Натиск.
Сверхсознание. Интуиция. Сознание. Вывод
Отгадка.
(Цит. по: В.Курбатов, Женская логика, с. 24).
Это в общем-то антично-западный взгляд на
проблему. В нем есть определенный/ограниченный
смысл. Хотя это различение – условно (см. выше эпи-
граф). Продолжим эту линию различения, расширив-
углубив-гармонизировав ее, меняя основной принцип
противопоставления принципом взаимодополнения-
гармоничного общения, начиная с эко-общения.
Именно в эко-общении мы видим те исходные нача-
ла, которые помогут нам увидеть перспективу и по-
строить нормативный прогноз Живой Женской логи-
ки Творчества, заменив синтез целостностью.
1.2. ИСТОКИ ЖИВОЙ ЛОГИКИ = ЛОГИКИ
ВООБЩЕ
В первом приближении качественное разли-
чие Живой и формальной логик видится в том, что
Живая логика вообще исходит из био-общения двух
просто живых существ, логически обозначаемого
как субъект-субъектного общения, или инь-ян, а
формальная логика – из одностороннего отноше-
ния человека с неживым, в особенности – с умерщ-
вленным предметом; это – субъект-объектное,
ущербно-вырожденное отношение; примененное
33
к системе межличностного и эко-общения оно и ве-
дет к тотальной эко-катастрофе. Выход из нее –
в возрождении-совершенствовании изначального,
субъект-субъектного общения – при «обмене» ролей:
человек из просто творения Живой природы стано-
вится еще и Творцом Ее, т.е. при совершенствовании
Субъект_субъектного общения в Субъект _
Субъектное общение, где символ « _» обознача-
ет взаимное Творчество, в котором и Живая При-
рода и Человек выступают как Сотворцы друг друга,
но уже все-таки при ведущей роли человека-Творца
Жизни. Это и есть фундаментальное реальное осно-
вание Живой логики Творчества. Это как бы «ключ»
ко всей нашей концепции. Но как именно Живая
Природа породила ЖИВУЮ ЛОГИКУ? Как был
осуществлен переход эволюции жизни к истории
человека-общества, развивающейся в соответствии
с некой (Живой) логикой? Какие процессы в самой
Живой Природе послужили реальным основанием
для развития Живой Природы к тому состоянию, ког-
да логика стала необходимостью? Проще говоря, где
Начало ЛОГИКИ? Не в ЯЗЫКЕ ли?
I.3. НАЧАЛО ЖИВОЙ ЛОГИКИ ЯЗЫКА,
или ЯЗЫК – «МОСТИК»
и предпосылка-Начало-НОСИТЕЛЬ ЛОГИКИ
А в рамках этой проблемы уточним решение
проблемы Начала в Живой логике – в отличие от
Логики Гегеля-Маркса, где исходное Начало =
«ячейка = клеточка» рассматривалось лишь в тес-
34
ной связи с разворачиваемой из нее системы, но при
полном игнорировании предшествующей системы
отношений. А для Живой логики Начало есть Пе-
реход, «Мостик» между двумя системами: предше-
ствующей и последующей, – как в жизни, у которой
нет жестких границ между взаимодействующими
системами: ведь Живая логика есть Логика Твор-
чества Жизни, выводящая Творчество из процес-
са стихийно-интуитивного самовоспроизводства
Жизни, в т.ч. и женщиной. Но это Творчество не в
современно-обобщенном виде, а тоже в изначаль-
ном, бережно сохраняемом малочисленными наро-
дами Крайнего Севера и Дальнего Востока России,
а также – в более развитом варианте – и народами
Востока, особенно японцами.
Особо важно здесь то, что поэзия (Искусство
Жизни), как и вся Живая Природа в целом, впол-
не реальна. Она – не отражение жизни, а сама
Жизнь Природы в Ее Языке, который есть одно-
временно Язык Живой Природы и самих севе-
рян, их общее продолжение, форма их общего Со-
бытия, – хотя и весьма своеобразная... Ведь очевид-
но, что поэзию как будто нельзя «пощупать». Это
не вещь, не предмет, не растение, не животное... Как
же ее понять? Какими средствами? – Ситуация – с
позиций современной науки кажется парадоксаль-
ной и, казалось бы, безвыходной. Поэзия Северного
сияния в еще большей мере, чем лингво-культура
Японии, сплошь как будто парадоксальна: они не
могут быть чем-то иным, кроме как продолжением
своей Природы: Северного сияния или Японского
35
архипелага, но очевидно ведь иное: они букваль-
ным продолжением не являются. Что же они такое с
позиций Живой логики? Какова роль Языка в этом
процессе?
1.4. ЛИНГВО-ЭКОФИЛЬНАЯ ИДЕЯ
ЗАРОЖДЕНИЯ ЖИВОЙ ЛОГИКИ
Суть идеи – в том, что процесс порождения че-
ловека Живой Природой посредством Языка Ее _
человека имел своим глубинным аспектом процесс
«сжатия» языков живых существ, составляющих с
человеком некую систему, в нечто целостно-единое,
у которого последующие поколения «нащупали» не-
кий структурный «костяк»; его-то и можно назвать
«естественной» (А.А. Ивин), а мы называем Живой
логикой. Этот вывод исключительно значим для по-
строения нормативного прогноза Живой логики, для
понимания того, как в будущем следует сохранить
из прошлого, «перешагивая» при этом через мно-
гое из того, что ныне ведет мир к эко-катастрофе.
Поэтому интересно то, что известный био-лингвист
(профессор СПБГУ, доктор филологических и био-
логических наук) Т.В.Черниговская подразделяет
соответствующих специалистов на две группы:
1) тех, кто рассматривает человека в ряду всех
остальных живых существ Земли, кто не видит осо-
бых отличий между ними и
2) тех, кто видит в Языке качественное отличие
человека от остального мира Жизни Земли. К ним
Т.В.Черниговская относит и себя.
36
Излагаемая же концепция Живой логики ста-
вит перед собою задачу эко-гармоничной интегра-
ции обеих концепций в одно Живое целое. В ней
Язык человека – в его качественной определеннос-
ти и качественном отличии от каждого из языков
иных живых существ Земли, но имеет генетичес-
ки-историческую общность со всей их совокуп-
ностью, посредством которой прачеловек развил
себя в универсальное живое существо _ челове-
ка, а затем и создал естественную-Живую логику. А
это значит, что главное в характере происхождения
языка _ логики – его непосредственное порож-
дение Живою Природою, а им – человека. В этом
отношении язык _ логика – как форма организации
культуры имеет своим изначальным содержанием
Живую Природу, и из этого общения вырастает
лингво-культура. Этот процесс антропогенеза мо-
жет начаться и протекать в течение длительного,
вплоть до настоящего, времени по тем законам,
по которым он существует внутри эволюции
жизни. Попросту это означает, что нужно сначала
рассматривать потенциального, или прачеловека
как обычное живое существо (обезьяну), биологи-
чески отличающееся от остальных живых существ
своими высокоразвитыми имитационными язы-
ковыми способностями, что и дает прачеловеку
решающий шанс в ускоренном развитии, кото-
рое трактуется современной рацио-личностью как
биологическое преимущество в отношениях с ос-
тальными животными, а затем, в дальнейшем – еще
более решающее, уже не только биологическое, но
37
и научно-техническоепреимущество перед ними.
Это изначальное биологическое преимущество – в
имитационных языковых _ логических способ-
ностях. В этом смысле не «труд создал человека»,
а язык и логика эко-общения, продолжающие
творение человека Природою; но при активном
участии и самого прачеловека _ человека (_
Человека-Творца Жизни).
В итоге язык-логика как концентрация опыта
Природы – для человека, и опыта человека – для по-
мощи природе – обретает некую системную авто-
номию и практическую системную независимость
и от Природы, и от человека, и тем более – от эко-
номики, ложно считающейся «базисом» общества
и человека (потребителя). И эта ситуация сохраня-
ется поныне, даже по отношению к искусственно-
понятийному языку науки (всецело созданному,
придуманному человеком), тем более – по отноше-
нию к конкретному труду (превращенной форме
труда вообще). Эта проблема особо актуализирова-
лась ныне потому, что переход просто живого суще-
ства в универсально развитого человека аналогичен
тому его фундаментальному переходу на более высо-
кий уровень развития, который ныне назрел и жестко
необходим во имя построения теории снятия угрозы
эко-катастрофы, созданной односторонне агрессивно
развитым человеком, мужчиной по преимуществу.
А теоретически-генетическим обоснованием его
была трудовая теория антропогенеза (неявно опи-
рающаяся на агрессивно-потребительское начало
в человеке-мужчине). Экософия – вместе с Языком-
38
логикой и трудом вообще, полезным и Живым трудом
в целом – альтернативны по отношению ко всем фор-
мам предметно-агрессивно-потребительского типа
труда. Суть предлагаемой концепции заключается в
том, что происхождение человека есть двойной, или
двусторонний процесс 1) порождения человека Жи-
вою Природою посредством Языка, или Словом
Божьим и 2) выведения человеком себя из всей со-
вокупности живых существ, или Живой Природы в
целом; и в этом процессе он – творчески активное
существо, имитирующее языковое поведение всех
тех живых существ, с которыми он так или иначе об-
щается.
Здесь-то и зарождается интуитивная логика как
обобщенная структуризация опыта био-эко-общения.
А подражание-имитация языков всех осталь-
ных живых существ – способ поведения скорее де-
тей и женщин, чем мужчин. Поэтому один из наших
выводов: человек произошел «от обезьяны» скорее
по Языковой детски-женской, чем по мужской ли-
нии. Это означает, что он и есть процесс «выражения
жизни», в котором человек есть творение Природы,
и в то же время он есть и активное начало, млад-
ший субъект саморазвития Жизни, активное начало
ее эволюции, словом, – «утверждение жизни» и в
этом смысле – предпосылка, «зародыш» процесса
Творчества Жизни Богоматерью-Богочеловеком,
каковым становится, должен стать человек. Поэто-
му изначальная Живая логика – Детства.
Общий вывод: Язык вывел человека из При-
роды, сделав его «универсальным Живым сущес-
39
твом» и тем самым создал био-эко-условия зарож-
дения Живой логики как Логики Детей Природы.
Но сам человек не был просто «ведомым» в этом
сложном процессе: он был активным, хотя и млад-
шим сотворцом своего Языка _ своей логики _
самого себя; и это было настолько напряженное
сотворчество = самосозидание, что и дало те 100%
нашего творческого потенциала, которые лишь в
малой мере востребованы сегодня на относитель-
ное стабильное поддержание жизни в условиях,
когда «слишком большие умники» даже опасны.
Это был процесс создания переходным существом
Логики своего языка из Языков Природы и од-
новременно создание Природой и самим челове-
ком себя как такового – параллельно с созданием
Языка-логики и посредством них – самого себя.
Эта, условная и системная как бы независимость
языка логики по отношению к Природе и чело-
веку-творцу и служит началом-основанием для
построения теоретически-нормативного прогноза
Живой логики.
Однако Язык не существует автономно вне
Культуры, составляя с нею одно, хотя и двойное
Живое целое, Лингво-культуру как систему органи-
зации Жизни народа в гармоничном общении с Жи-
вою Природою. Соответственно и Живая логика на-
чинает организовывать – вслед за Природою – еще
и Культуру. Этот процесс продолжался в Древней
Греции до Аристотеля, а на Востоке – почти до на-
шего времени. Наиболее четко и ярко это продолжа-
ется у малочисленных народов (в разных регионах
40
мира) ______и в Японии. Язык Поэзии Северного сияния
и японских традиций есть
Москва
2011
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОГО ЗНАНИЯ
Том 25
К.И. ШИЛИН
ЖЕНСКИ–МАТЕРИНСКАЯ
ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА
ВОСТОКА _ МИРА БУДУЩЕГО
К.И. Шилин
ЖЕНСКИ–МАТЕРИНСКАЯ
ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА
Ш75
ISBN 978-5-98604-275-6 © Шилин К.И., 2011
УДК 008 (470+571+520)+140.8
ББК 87.2 (2 Рос+Япо)
Ш75
Энциклопедия Живого знания.
Т. 25 – 172 с.
ISBN 978-5-98604-275-6
Как почти соавтор
в работе приняла участие
Анна П. Ларина
Эта книжка не могла бы быть даже
задуманной, тем более написанной,
без вдохновляющего влияния
моей дражайшей половинки Лапиной Зинаиды.
Видит Бог, сколько я умолял
мою родную Зинулю
выступить в роли
хотя бы соавтора,
но тщетно.
По крайней мере,
здесь я имею право заявить,
что моя Зиночка является
подлинным автором этой работы,
но скрывается под псевдонимом,
что указан на обложке.
4
«Великие ростки Духовной СВОБОДЫ со-
брать в один огромный букет ПЕРВОЛЮБВИ ...
наступило ВЕЛИКОЕ ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН» (Л.И.
Маслов «Откровения людям Нового века»).
Таков высший смысл данной работы: по-
строение системы образных понятий ЖЕНСКИ-
МАТЕРИНСКОЙ ЛОГИКИ, основанной по своей
логической сути на Открытии более общего осно-
вания – Живой метаформальной логики Творче-
ства, позволяющей увидеть Новые перспективы
Женской и эко-ограничения формальной логик.
Но для этого потребовалась смена теоретической
парадигмы: философии Экософией как основани-
ем Женской и Живой в целом логик. «Оборотная»
сторона этого фундаментального процесса – сня-
тие формальной парадигмы великого Аристоте-
ля, обнаружившей ныне свою экофобную ката-
строфичность, многими по сию пору не понятую.
Все это потребовало более глубокого проникно-
вения в современную реальность, различая в ней
реальности: Живую, предметно-расчлененно-
цивилизационную и Творимо-Живую. Им и со-
ответствуют: 1) интуитивно-Живая и женски-
материнская логика Востока и женщин мира, 2)
формальные логика-наука-философия Аристо-
теля и агрессивно-потребительского Запада и
3) создаваемая ныне Женски-материнская и
общая Живая логики осмысливаемого Твор-
чества Жизни.
5
Концепция представляет собою общую
Стратегию эко-гармоничного совершенствова-
ния агрессивного мужского интеллекта в Твор-
ческий потенциал детей-женщин-мужчин-
старшихпоколений, что предполагает необ-
ходимость индивидуализации этой программы.
Может помочь Вам – при Вашем сильном же-
лании – стать тоньше-совершеннее-креативнее
при освоении Женской и Живой логики в целом.
Словом, Женски-материнская Живая логика
Творчества Жизни – самый краткий путь в
Эко-гармоничное будущее.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть I. ОБЩИЕ РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУРЫ,
ЦИВИЛИЗАЦИИ и их ЛОГИК
I.1. Женски-материнская логика =
логика воспроизводства Жизни
I.2. ИСТОКИ ЖИВОЙ ЛОГИКИ =
ЛОГИКИ ВООБЩЕ
I.3. НАЧАЛО ЖИВОЙ ЛОГИКИ ЯЗЫКА,
или ЯЗЫК – «МОСТИК» и предпосылка-
Начало-НОСИТЕЛЬ ЛОГИКИ
I.4. ЛИНГВО-ЭКОФИЛЬНАЯ ИДЕЯ ЗА-
РОЖДЕНИЯ ЖИВОЙ ЛОГИКИ
I.5. ЖИВАЯ ЛОГИКА ДЕТСТВА
5. Основные принципы Женски=
ЖИВОЙ логики
5.1. «Принцип всеобъемлющей
неопределенности»
5.2. “Вариативность и многозначность”
5.3. ПРАВИЛО НЕОЖИДАННОСТИ.
5.4. Практичность Женской логики
5.5. Непринужденность
5.6. Принцип миролюбия
9
30
30
32
33
35
43
51
55
56
57
57
58
60
5.7. «Реабилитация» Женской логики,
5.8. Существенные ограничения западной
логики
5.9. ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА и ЖИВАЯ
ЛОГИКА_ Гармоничное Будущее
ЧАСТЬ II. МАТЕРИНСКАЯ ЛОГИКА
ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ:
ВОСТОКО-РУССКИЙ ВАРИАНТ
II.1. ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА РАБИ’А АЛ-
АДАВИЙИ
II.2. СПЕЦИФИКА ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ
и ЕЕ ЛОГИКИ
II.3. ЗАМЫСЕЛ ЛОГИКИ НОРМАТИВ-
НОГО ПРОГНОЗА ТВОРЧЕСТВА
ТВОРЦОВ ДВУЕДИНОГО, ЯПОНО-
РУССКОГО МИРА
II.4. Двойное: женски-мужское Начало
теории=логики творчества
II.5. НОРМАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ Экосо-
фии _Логики ЯПОНО-РУССИИ
II.6. СТРУКТУРА ЖИВОЙ ЛОГИКИ
ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ
Женская и Живая логика в целом
Постоянство непостоянства женщины
Эко-гармонизация мужского творческого
потенциала японцев
63
66
68
76
77
89
90
102
109
113
121
127
130
8
Внелогические основы Японской МУЖ-
СКОЙ Живой логики –
Синтезирующая Живая логика
Метачеловека-Творца Жизни:
ИТОГИ _ ГЛОССАРИЙ МАТЕ-
РИНСКОЙ ЛОГИКИ Японо-
РУССИИ_ПЕРСПЕКТИВЫ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА
134
138
140
161
165
9
ВВЕДЕНИЕ
«Женская логика – что это такое?
– Это миф. Я сколько хотите найду вам мужчин –
приведу за руку, причем очень высокого интеллекта и
профессионально успешных, которые вам продемон-
стрируют истерию, эмоциональную незрелость, во-
обще отсутствие какой бы то ни было логики, пред-
взятость, вспыльчивость, то есть те черты, которые
обычно приписываются ранимым барышням.
И сколько хочешь будет женщин с жестким,
твердым умом, со способностью все разложить и
делать серьезные выводы. Так что это ерунда, это
не вопрос женского и мужского, а это то, что наша
наука называет «когнитивный тип» – есть такие и
такие в обоих полах, это не вопрос пола…»
Так считает известный специалист, доктор
филологических и биологических наук, профессор
Т.В. Черниговская.
Да, действительно, именно таково эмпирически-
описательное понимание бессистемного «пере-
путывания» _ столкновения мужских: интеллек-
та _ формальной логики _ цивилизации (ныне
обнаруживших свою эко-катастрофичность) и
Женски-Матерински-сердечно-содержательных
ума _ логики _ культуры. В основе этого раз-
личия, переходящего в «мужском» обществе в кон-
фликт, – естественное различие Женщины-Матери
и (молодого) мужчины, которое в Китае обознача-
ется через знаменитое соотношение _ соотнесение
двух естественных начал: инь-ян, к тому же объе-
10
диняющих людей-с-Природой в одно гармонично-
Живое целое. Причем в инь немного ян, и наобо-
рот: в ян чуть-чуть инь. В норме их соотношение
гармонично, а их дисгармония _ противоречие _
борьба – аномально-противоестественны, но при-
вычны для Запада, начиная с античности, особен-
но с Аристотеля, выдавшего аномалию за «норму»,
ныне принятую за «естественное»-де, субъект-
объектное, «перекошенное» отношение (подме-
нившее действительно изначально-естественное
субъект-субъктное общение (инь-ян)). Это и при-
вело к «перепутыванию» логик: формальной (на наш
взгляд, агрессивно-мужской) и Женской логикой, а
также и самих женщин и мужчин, рассматриваемых
в данном случае в их духовно-творческой ипостаси-
функционировании: мужчины (особенно японцы)
женственны, а женщины (на Западе, отчасти и в Рос-
сии) – «мужественны»; таков, в частности, мир
цивилизации Запада, философски-логические осно-
вания которого заложил великий Аристотель. Это
особый, отнюдь не всеобщий рацио-эгоистичный
мир агрессивного потребительства, приведший
Мир Жизни к эко-кризису. Это значит, что мир Запада
агрессивно-потребительски-односторонне «пере-
кошен»; и значимую роль в этом «перекосе'BB играет
формальная логика Аристотеля, которая тем са-
мым выражает властно-материальные интересы
отнюдь не всего общества (как она претендует),
но лишь выдаваемые за них интересы правящего
меньшинства, выпячивающего роль агрессивной ча-
сти молодых мужчин, предводителем и кумиром ко-
11
торых был Александр Македонский – ученик_царь
Аристотеля.
А то, что известный лингвист Т.В. Черни-
говская (и многие другие) называют «женской
логикой» – это на самом деле карикатура, вы-
рожденный случай подлинной Женской логики,
нуждающейся в системно-фундаментальной эко-
гармонизации. Ее-то может и должна, по идее, на-
чать осуществлять Живая логика Творчества, в
первую очередь системно построенная Женская
логика, являющаяся осмыслением ее Живого ин-
туитивного основания. Живая логика Творчества
совершенствует формальную логику Аристоте-
ля в Метаформальную логику Творчества Жизни,
играющую тройную роль:
а) общечеловеческой Живой логики Творчества,
б) ее Мужского варианта, Мужской Живой ло-
гики Творчества и
в) максимально широкого основания Женской
логики творчества.
В этом контексте Женская логика должна будет
играть центральную, решающую роль при более чет-
ком различении Живой логикой Творчества себя как
Метаформальной логики от логики формальной. При
этом Живую логику будем понимать как структур-
ный «костяк» культуры вообще, а формальную логи-
ку – как структурно «свернутый» умысел антично-
западной техно=экофобной цивилизации. Соответ-
ственно Женскую Живую логику будем понимать
как теоретически абстрактную суть определенного
типа культур: Индии, Японии, буддизма, суфизма,
12
интуитивной логики женщин мира, довольно часто
(особенно на Востоке) выражаемую мужчинами,
как бы парадоксально это (для Запада) ни выглядело.
И будем исходить из того естественного факта, что
и для рождения _ воспитания ребенка необходимы
МАМА и ОТЕЦ (кит. инь-ян в их гармонии); а по-
тому столь же необходимы и две формы Живой логи-
ки: Женская и Мужская – в их взаимодополнении. И
всем нам присуща одна, общая для всех нас, ЖИВАЯ
логика, конструктивно альтернативная по отноше-
нию к формальной логике(трактуемой нами как не-
явно агрессивно-мужская). Живая логика составляет
отныне (для решения эко-проблем) необходимые
логические условия-основания создаваемой Жен-
ской логики как Новой Стратегии перехода мира
на уровень эко-гармонии. Т.е. миссия Женской ло-
гики – вместе с остальными вариантами Живой ло-
гики – и снятие реальной угрозы эко-катастрофы и
переход культур Востока-Запада-России-мира на ка-
чественно новый, экофильно-гармоничный уровень
взаимотворчества. И может быть решена основная
проблема современной эпохи: переход человечества
в новое качество, что возможно, на наш взгляд, на
основе, или путем перехода в новое, более совершен-
ное инновационно-творческое качество человека _
Человека-Творца, или целенаправленное развитие че-
ловека как духовно-творческой индивидуальности. А
для этого нужно лучше понять, что такое творчество,
творческая личность, творческая индивидуальность,
типология, способы-средства их формирования-
развития-совершенствования…
13
Начнем как будто издалека: с типологизации
населения _ культур _ творческих индивиду-
альностей на основе различения людей как детей-
женщин-мужчин-стариков, _ Детские-Женские-
Мужские-Соборно-синтезирующие культуры _
типы творчества и творческих индивидуально-
стей _ способов-логик их развития. Однако сами
эти логические связи и связки (_), означающие-
выражающие процессы перехода между процес-
сами и разными качествами были осмыслены _
сформулированы отнюдь не в широко принятой,
формальной, а разработанной нами Живой логике
Творчества, основным вариантом которой и явля-
ется Женская Живая логика Творчества, которая
есть Женски-МАТЕРИНСКИЙ вариант Живой
логики Творчества Жизни. Но почему возник этот
вопрос? И зачем нам нужна Женская логика? Разве
женскому полу она так уж нужна? Мы ведь как буд-
то обходимся без нее? Разве не так?
– Так уж исторически сложилось, что в Япо-
нии имеется особый, Женский язык. А у него не
может не быть своей, Женской логики, которая, как
известно, системно не осознана, т.е. интуитивна.
Но и весь японский язык в целом интуитивно женс-
твенен, – как и его логика. А разве может общество
жить,состоя только из женщин? Это значит, что ин-
туитивная Женская логика должна стать системно
осмысленной, пригодной для ее понимания еще и
мужчинам.
– А нужна ли такая Женская логика самим жен-
щинам?
14
– Да, Женская логика нужна и самим женщинам
для исполнения качественно новых, экологически-
Женски-Материнских – совместно, в соавторстве-с-
мужчинами-Отцами – функций воспроизводства био-
сферы как целостно Живой системы, отныне завися-
щей от человечества: Женщин и Мужчин, как Матерей
и Отцов в их экофильно-биосферной функции. Но не
менее значима и воспитательная функция Женского и
Мужского вариантов Живой логики Творчества, для
воспитания Творчески настоящих женщин и мужчин
как СоТворцов, совместно творящих саму Жизни.
Для имеющейся Женской логики характерна
прежде всего интуитивность высочайшего уровня,
не достижимая для большинства мужчин, даже ин-
теллигентных. Поэтому и бытует весьма ироничное
отношение к так называемой “женской” логике (см.
выше), которую принято считать просто алогичной
(некоим подобием логики, ее отрицанием) – в то
время, как в ней заложены логические, казалось бы,
парадоксы, вообще говоря, не разрешимые для муж-
ской, принятой ныне формальной логики. Но в то же
время ее наличие помогает подняться на следую-
щий, металогический уровень, опираясь на имею-
щуюся логику, и более – идя “от противного” по
отношению к ней, снимая ее как антипод интуитив-
ной Живой Женской логики, отказывая формальной
логике (логистике) в ее универсальности. Основное
преимущество Живой, в том числе и Женской ло-
гики – в ее естественности, в полагании ею самой
Жизни в качестве исходной аксиомы=основания, в
ее соответствии содержательной логике самой Жиз-
15
ни. Живая логика выступает в этом случае как некий
ее аналог, ее форма, способ и средство повышения
уровня ее самоорганизации, или “регулирования”
жизни (С. Радхакришнан. Индийская философия. Т.
2. с. 694.) Ни логистика, ни вся философия (Запада)
к этой функции не пригодны. Необходимость ее осу-
ществления и ведет к осознанию потребности в соз-
дании Живой логики, начиная с ее женского вариан-
та. Конечно, Живая логика – много шире Женской
Живой логики, включаетв себя и логику Детства,
и логику Жизни и логику интуитивного Творчества
Жизни Человеком, – в каковые входит и Женская
логика, сохраняющая тем не менее свою специфи-
ку форм Живой логики. Различение разных ее форм
есть решение почти чисто логической задачи, выво-
димые в ее начальных формах из различения форм
Жизни. Ведь Живая действительность тоже имеет
разные сферы, но они сами не отделяют, не разли-
чают себя друг от друга, составляя Живое целое.
Живая логика обнаруживает в нем его качественно
новое свойство – его Творимость Человеком, пре-
жде всего Женской творческой индивидуально-
стью. Она была в прошлом неким праобразом че-
ловека вообще (Аматэрасу в Японии, в буддизме), а
ныне становится идеальным прообразом Женщины-
Матери-Созидательницы будущего.
На Живую, особенно Женскую логику ныне
падает величайшая ответственность не только за
выражение Женщиной себя, своего творческого
Я, но еще и за гармоничное соединение многих
миров в творимо-Живое целое (в т.ч. и миров про-
16
фессиональных). Точнее, здесь необходимо дви-
жение с двух-трех сторон, из разных культур, из
разных профессиональных сфер к единому мно-
гообразному творимо-живому целому. По чисто
формальным-логическим критериям Живая ло-
гика – вовсе не логика (в силу того, что она есть
содержательная логика), а нечто такое, для чего
нужно еще найти подходящий термин. Таково, на-
пример, мнение А.И. Уёмова. В этом суждении
есть большой смысл. Да, действительно, Живая
логика есть, прежде всего, сама жизнь, а потом
уж логика. Но все-таки и логика тоже, ибо она
по-своему организует саму жизнь посредством
логических категорий. В то же время следует раз-
веять миф о чистой формальности современной
логики. Она тоже организует жизнь, абстрагируя
ее частные процессы: потребление=управление
(в экологическом структурном их тождестве) – во
всеобщую систему философии. Но эта связь пред-
метной логики со своим предметно-мертвящим со-
держанием скрывается философией. В этом смыс-
ле формальную логику можно считать особой:
содержательно-бессодержательной, перечеркива-
ющей свое живое до и вне-логическое основание.
Поэтому формальная логика в ее отделенности
и даже противопоставленностиживой реально-
сти теряет моральное право на дальнейшее су-
ществование. Она исчерпала свою историческую
необходимость бытия в качестве особой автоном-
ной сферы; ее уже качественно новое жизненно-
позитивное содержание=предназначение опреде-
17
ляется Живой, главным образом Женской логикой
как логикой Творчества Жизни. Впрочем, Женская
логика в значительной мере есть и логика Творче-
ства тоже, – хотя и особого творчества – творче-
ства следующих поколений, но уже и как творче-
ских личностей главным образом. Пожалуй, эта
форма Творчества Жизни – самая ответственная и
решающая. Соответственно и Женская логика как
форма логики творчества Жизни есть основная
сфера Живой логики, основной смысл которой –
Творчество Жизни Человеком. И все же вся Живая
логика, включая Женскую логику, будучи дисци-
плиной самосозидания, еще не есть сама Жизнь в
ее сущности, творимой человеком, но лишь как бы
ее скелет, схема. Она в принципе не может быть
полной картиной будущей жизни и тем более са-
мой жизнью. В этой логической схеме осознан-
но допускаются некие лакуны-тайны, которые не
столько невозможно, сколько не нужно открывать,
понимать, т.е. Женская Живая логика – это логика
выражения-созидания живой целостности, начи-
нающая этот процесс, но еще не в полном объеме.
Написание данной работы, построение Жен-
ского варианта Живой логики, хотя и задумано было
где-то четверть века тому назад, в начале 70-х, но
в теперешнем своем виде отчасти связано с книгой
В. Курбатова “Ж
_________________
Мария Карпинская, автор проектов "Детское государство", "Мир глазами детей","Новый караванный путь", писатель, поэт, мыслитель, журналист международник. В народе Мария Магдалина, по своим гностическим исследованиям Лилит
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB