Список форумов nptm.ru nptm.ru
Мария Карпинская приглашает на корабль "Странник"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Возвращение утраченного, автор Лариса Иванова

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> Саровский ключ Ларисы Ивановой
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Лилит
Site Admin


Зарегистрирован: 06.02.2008
Сообщения: 1166
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Апр 02, 2008 5:38 pm    Заголовок сообщения: Возвращение утраченного, автор Лариса Иванова Ответить с цитатой

Возвращение утраченного

Автор: Лариса Иванова

...Мы бросим все, что имеем, все золото, всю интеллектуальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей. Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.

Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность. Все будет изображать и прославлять самые низменные чувства., насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, словом, всякой безнравственности.

Аллен Даллас, выступление в конгрессе США, 1945 г.


Подход к теме

Шел 1986-й, второй год перестройки, партия послала меня с телевиденья на новый фронт – на общество трезвости. Чиновничья работа меня не волновала, а вот судьбы людей, изломанные, искалеченные, особенно детские – задели за живое. Я увидела своими глазами такое, что душа во мне словно перевернулась. Пьянство, наркотики... и страдающие дети. Взрослых уже вряд ли перевоспитаешь, а вот детям захотелось помочь. И эта помощь должна заключаться в том, чтобы научить их отличать истинные ценности от мнимых. В школьных программах этого нет.
Но как и что для этого нужно сделать?
Ответ на эти вопросы искался долго. Важным было вступление в Союз Борьбы за Народную Трезвость, основанный в 1988 году в Академгородке Новосибирска, позже в Союз Духовного Отече-ства и во Всесоюзный клуб здорового образа жизни «Оптималист», и, как следствие, посещение съез-дов, семинаров, собраний, которые проходили в то время по всей стране. Это дало возможность поделиться своими знаниями и приобрести новые в результате общения с соратниками, людьми, болеющими за судьбу русского народа. Их вынуждала действовать проблема пьянства в России, «масштабы физических и нравственных потерь, которые несет общество из-за употребления алкоголя».
Используя опыт, приобретенный на многочисленных занятиях и дискуссиях, я разработала собственную программу и выступала с ней по всей стране. Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Киев, Душанбе, Краснодар, Самара, Екатеринбург – это далеко не полный список городов, в которых я пыталась донести до людей свои идеи.
Но самым важным было знакомство с одним из лучших на сегодняшний день методов избав-ления от алкогольной и табачной зависимости, методом ленинградского ученого, кандидата биологических наук Г.А.Шичко. Его метод основан на стремлении человека получать и усваивать правдивую информацию. В нем убедительно показывалось, что слово может воздействовать на сознание человека, формировать взгляды, воспитывать духовность. И этот метод можно было попробовать перенести на воспитание нравственности у детей. Конечно, его следовало развить, чтобы адаптировать к детской психике и к другой цели, но это уже была вполне конкретная и решаемая задача. С 1995 года я начала активную работу с саровскими детьми, в том числе в Профессионально-творческом училище искусств.

Составляющие части метода

Десять лет работы с детьми позволили создать эффективную методику воспитания.
Первым в ней является урок, встреча, занятие. (Затрудняюсь однозначно определить это действо, в нем есть и то, и другое, и третье. Пусть для краткости будет – урок.)
Каждый урок должен быть уникальным в зависимости от возраста детей, от того, какой урок по счету проводится с этими детьми, от их настроения и даже, наверное, от погоды за окном. Атмо-сфера на уроке должна быть дружеской и эмоциональной. (Сухое, неэмоциональное преподнесение материала дает непропорциональную нагрузку на левое полушарие, ребенок быстро устает, теряет интерес к занятию.) Включая игровые и образно-художественные элементы, интуитивно, ориентиру-ясь по отклику на твои слова, играя со словами и при этом раскрывая их внутренний смысл детям, связывая слова в понятия (например, родные – род – Родина), можно подвести детей, во-первых, к самостоятельному мышлению; во-вторых, к умению так же самостоятельно отличать хорошее от плохого; в-третьих, что, видимо, самое важное, научить их разбираться в себе, анализировать свои поступки, оценивать их.
Для примера приведу урок, проведенной с первоклассниками в одной из саровских школ.
Главным в такой аудитории является акт внимания. С него и начинаю – пишу на доске синим мелом слово «Внимание» и спрашиваю:
– Друзья, посмотрите, заслужило «внимание» такого цвета? Вы верите, что оно цветное?
– Да... Да... – тянут руки, поднимаю одного, прошу назвать имя, отчество, фамилию. Он отве-чает:
– Андрей Попков Сергеевич.
Спрашиваю, что в ответе перепуталось и как надо сказать. Дружно дают правильный ответ. Возвращаю их к началу урока, спрашивая, почему Андрей перепутал, что причиной, и они, умницы, отвечают: «Внимание».
Теперь выясняем, как уловить внимание, такое удивительное, такое красивое, такое цветное и такое неуловимое. Класс решает, что его важно слышать, и делать это надо в тишине. Пишу на доске под словом «внимание» слова «слышать» и «тишина». Они будут помогать мне в течение урока удерживать внимание, и я буду их постоянно повторять.
Но уже пора выходить на основную тему занятия. Она тоже будет связана со вниманием, но в более широком смысле слова – как внимание к близким людям. Для этого вывожу на первый план учительницу этого первого класса и спрашиваю:
– Будьте добры, скажите мне в большой вашей тишине, как Наталью Юрьевну звали в детст-ве, когда она была махонькая? Покажите мне, махонькая – это значит какая?
Удивление, они сперва не могут себе это представить, но потом показывают: «Вот такая!», кто-то говорит: «Наташа...», кто-то даже «Маруся...», а кто-то соображает: «Наташенька...». Развиваю тему дальше:
– Скажите, пожалуйста, Наталью Юрьевну любили, жалели, когда она такая крошечка была?
Тут уже сразу звучит единогласное «да». Перебрасываю мостик к сегодняшнему дню:
– А много ли сейчас, когда прошли года, нашу Наташеньку любят, жалеют, ласкают?
Полный разнобой:
– Ласкают... Нет... Да! Да-да-да-да-да!.. Нет!..
Долго обсуждаем эту проблему. В конце концов совместными усилиями приходим к реше-нию, что в душе у Натальи Юрьевны затаилась обида и ласки ей не хватает. Все это: «душа», «ласка», «обида» пишу на доске. Класс работает активно, но можно еще активнее, и сейчас так и будет. Пишу на доске слово «пища» и утверждаю, что ласка – тоже пища. Опять удивляются, но не возражают и даже догадываются, что ласка – пища для души, а обида – пища для души невкусная. Опять возвращаю их к Наталье Юрьевне:
– А скажите мне, пожалуйста, какой пищи день ото дня желает наша Наталья Юрьевна?
Тут для них все понятно, многоголосно звучит: «Ласки!.. Любви!..», а дальше, на вопрос: «Кто ей эту пищу дает?», идут разнообразные мнения :
– Разные люди... Муж!.. Муж!.. Папа и мама!.. Сама себе...
На последнем задерживаю их внимание, но на мое недоумение: «Где она ее возьмет?», отве-чают однозначно:
– Купит в магазине.
Это уже сегодняшний день, с его понятием, что все можно купить. Вот против этого и будем бороться. Но это совсем не легко. Дети прочно стоят на своем, что ласку можно купить в магазине: «За тысячу!.. За рубль!.. За сто рублей!.. Доллар!.. Тысяча сто!.. Семьдесят пять рублей!.. Тысяча сто... Пять миллиардов!.. Пять тыщ евро!..» И только один мальчик кричит:
– Нельзя купить!
На этом месте мы застреваем надолго. Мне не нужно, чтобы класс просто поверил мне, что любовь и ласку нельзя купить, мне нужно, чтобы дети сами пришли к такому выводу. И они приходят в конце концов. Решающим является пример из этого же самого урока, когда я, подбадривая одного из детей, сильно волнующегося, ничего не говорила, а просто приобняла его за плечи, и он справился со своим волнением. Я возвращаю детей к этому эпизоду, и ответ они находят сами.
Тут я перехожу к самой важной и заключительной части урока, для чего опять обращаю их внимание на Наталью Юрьевну. Теперь им уже понятно, что ласку не покупают в магазине, что ею не кормят сами себя, что приходит она от окружающих и что кроме нее существует обида. И я вывожу их на главное: что среди этих окружающих они сами. Дальше все просто. Спрашиваю:
– Вспомните, пожалуйста, кто же эту отравленную пищу по имени «обида» Наталье Юрьевне подавал. Кто ее обижал? Поднимите руки. Сколько мы наносим каждый день травм и обид? Нашим невниманием, нашей нелюбовью, нашим нежеланием чтить.
И первое, что они делают, это показывают друг на друга:
– Это он обижал!.. Он!.. Это она...
Нет, так не пойдет, не к этому я вела их. И я поворачиваю их к самим себе:
– Нет, каждый за себя, каждый за себя. В себе, в своей душе каждый ищет ответ, в своей ду-ше, не пальцем показывает.
И вот он – катарсис, момент истины, называйте, как хотите, но это самое важное, что сегодня понимают эти дети. Я просто вижу по каждому лицу, как мучительно идет непривычная душевная работа, как идет осознание своей причастности к обиде другого человека, как впервые приходит рас-каяние в своих поступках. И вот уже дрожащим от волнения голосом:
– Я нечаянно обидел...
Потом другой, третий голос, и целый класс совсем других лиц, чем в начале урока. И видя их преображенные лица, я каждый раз волнуюсь до слез. И остается только одно – научить детей покая-нию, и я учу их, и они отзываются всеми своими маленькими сердцами.
– Попросили прощения поклоном – «простите». Посмотрите, как просят прощения с повин-ной головушкой! Вот свое сердце сюда положили, головушку повинную вот сюда положили и замер-ли. Потому что сердце исправляется, то, которое обижало, и начинает по-другому стучать... Вы про-стите, пожалуйста, нас, вы простите, пожалуйста, в 2004-м году всех своих учеников, и дай Бог, чтобы в 2005-м у нас побольше было – чего?
– Ласки! Красоты! Любви! Любви! Любви!
– А ты не знаешь? А ты подумай. Все. Спасибо!
Конечно, этот урок только пример, с детьми постарше надо говорить совсем иначе, и вы-страивать урок иначе, так для них не подходит. Но основной смысл этого действа остается тот же самый: решение детьми нравственной задачи, в котором я им помогаю.

Практически после каждого занятия я предлагаю своим слушателям обратиться к мешочку с совестью. Что это такое? Предлагаю малышу ли, юному ли созданию, взрослому написать о своих чувствах, вызванных встречей. Только правду и ничего кроме правды. Даю время и не тороплю, не заставляю подписываться. Не это важно. Потом все исписанные бумажки складывают мои слушатели в мешочек. Его-то я и называю мешочком совести, ведь в него ложатся самые сокровенные тайны о себе. Дома развязываю мешочек и начинаю читать.
Вот, к примеру, записки после занятия со старшеклассниками:
«Род-ство – теперь-то я понял по-настоящему, что богатство духовное – есть любовь челове-ка к другому человеку».
«В жизни мало любви и добра. А так хочется, чтобы тебя любили... Моя мама, может, и лю-бит меня, но не показывает этого. А мне так хочется услышать...»
«Надо уважать и любить своих родителей».
«Каждый человек хочет, чтобы его любили, не забывали, жалели».
«После встречи я поняла, что надо радоваться жизни, любить и заботиться о близких».
«Я почувствовала себя сильной, нужной, любимой. Я вспомнила близких мне людей. Захоте-лось всем говорить ласковые слова, делать добро».
«Ничего не понял! И кому это надо? Лучше говорили бы о деньгах...».
«У меня защемило сердце, что так редко говорим родителям: “Люблю”».
«Я никогда не задумывалась над тем, что услышала».
«Как, должно быть, счастлив человек, который любит и любим».
«Не могу сказать ласковое слово маме, сестре, папе, бабушке вслух. Я пишу об этом только в письмах. И мне очень тяжело».
«Что происходит со мной, новые чувства, а я не знаю, как их назвать. Я не понимаю себя».
«Как трудно, оказывается, постоянно творить добро тем, кто живет с нами бок о бок! Нау-читься жить дома так, чтобы ни у кого из домашних не возникло ни огорчения, ни обиды на тебя».
Не в моей задаче подсчитывать и вычислять коэффициент полезного действия бесед-уроков, но из высказываний детей уже отчетливо проступает результативность данного общения и логично выстраивается тема будущего общения.
.
Следующей важной частью метода является аудио-видео запись занятий.
Все, о чем мы говорим на уроке, записывается на видеопленку, диктофон, и следующий урок начинается с того, что мы смотрим, слушаем, обсуждаем – разговариваем со вчерашним днем.
Видение себя со стороны – это тоже воспитание, воспитание культуры наших чувств. Телеэкран проявляет и многократно увеличивает бестактность, неуважение к собеседнику, неумение себя вести. То же самое относится и к аудиозаписи.
Просмотр видеозаписи и прослушивание аудиозаписи – это закрепление урока, а последую-щее обсуждение – расширение его темы.
Конечно, наибольший эффект от аудио-видео элементов проявляется при постоянных занятиях с одной и той же аудиторией. Но даже единственный урок можно закончить просмотром и прослушиванием записей и обсуждением их.

Не менее важна и так называемая творческая тетрадь. Ведение ее позволяет воспитывать ясность ума и души.
Вот страничка совести. Здесь я говорю детям: «Запиши, сколько поступков в течение дня ты совершил по совести, а сколько без совести, то есть оскорбил ли ближнего праздным грубым словом, лгал или говорил правду. Мирился или раздражался с близкими дома, в классе, кричал или ласково говорил с ближними, сколько раз просил совета у близких, какие это были советы». Это должны быть и откровения про себя, и анкета про собственные пороки, и дневник исправления их.
Также в творческой тетради надо писать о городе, в котором живешь, о его судьбе, о судьбе отцов, матерей, описывать образы ученых, защитников Родины – в общем, всё важное и настоящее. Собирать из мира добра: сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки.

Еще одной частью метода являются письма, которые мы с детьми пишем постоянно. Пись-ма близким, родным, друзьям и даже незнакомым людям. Это опыт помощи другим, причем опыт благодарный. Дети видят результаты своей помощи по реакции на их письма, по ответам на них, по поступкам адресатов. Представьте себе, какие чувства испытывают подростки, узнав, что девочка из Тюмени отказалась от наркотиков и от мысли о самоубийстве в какой-то степени благодаря им. Это дает уверенность в своей нужности, в нужности и силе добра и воспитывает душу на примерах добра.

Кроме работы с детьми параллельно должна идти и работа с их родителями. Но это уже тема для отдельной статьи. Здесь приведу только краткий список правил для родителей:
1. Соблюдай 10 минутную паузу в общении.
2. Задерживай реакцию на поступок ребенка минимум на 3 часа.
3. Помогай младшему решать, но не решай за него.
4. Оценивай результат действия, но не человека.
5. Не говори, как не надо делать, скажи сразу, как надо.
6. Помоги младшему в оценке самого себя.
7. Делай так, чтобы душа ребенка узнала прежде, чем рассудок.
8. Будь прост в намерении помочь и строг к себе помогающему.
9. Запрещение слову «нет», «не так», «не то».
10. Нельзя наказаниями бороться со свойствами и влечениями натуры.

Заключение

Многие занятия с юношами и девушками начинаются с их хамства и грубых провокационных вопросов. Но в конце первого же занятия скептически настроенная молодежь говорит что-то вроде: «С нами никто никогда по-доброму не разговаривает, хамство – наша защита». А это значит, что в них еще есть душа жива, и ее можно пробудить.
Однако единичных встреч мало. Совсем другое дело – систематические занятия. Это было хорошо видно на примере моего курса в ПТУИ. За три года мои ученики открыли себе себя, поняли вопреки времени, какое это счастье – делать доброе людям, буквально расцвели личностно, по-иному взглянули на мир. Теперь за них не страшно.
«Для нас они – родители... Род един...» – читала у Вероники Ц. А Алла С., завершая учебу в ПТУИ, записала: «Я только сейчас поняла, что от имени Александра Сергеевича Пушкина я могу через 3 года огромного духовного труда сказать народу его слова:
Беда стране, где льстец и лжец
Одни приставлены к престолу.
А Богом избранный певец
Стоит, потупя очи долу.
Заслужила!!»
Их же раздумьями мне и хочется закончить статью:
«Человек, как в этой страшной, подавляющей все человеческое среде оставаться тебе человеком?! И если тебе всего 16 лет, как не сломаться от сознания всей грязи жизни? В чем найти себе опору, чтобы уметь творить, по-настоящему дружить, любить... В чем?
Мы видим два пути: либо становиться самому частью всей этой грязи, плыть по течению, безропотно принимая действительность, либо уходить в поисках ответов в мир книг, который зачас-тую очень опасен. Осознав истину, кричаще противоречащую действительности, получив нелегким трудом знание, как не почувствовать себя выше людей, как не возненавидеть их за явную пассив-ность, за равнодушие, и в итоге, окончательно разочаровавшись, не уйти из жизни... А ведь от нас зависит благоденствие России! Нам столько предстоит сделать: КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ!»

Из всего сказанного непреложно выходит, что ключ к спасению России, к возвращению ут-раченной нравственности – непродажная природа наших детей. Посмотри в глаза ребенка и спроси его о себе...

_________________
Мария Карпинская, автор проектов "Детское государство", "Мир глазами детей","Новый караванный путь", писатель, поэт, мыслитель, журналист международник. В народе Мария Магдалина, по своим гностическим исследованиям Лилит
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> Саровский ключ Ларисы Ивановой Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB