Список форумов nptm.ru nptm.ru
Мария Карпинская приглашает на корабль "Странник"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Три поколения педагогов в одной семье

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> Новая школа "Кожухово 1804" в прямом эфире НПТМ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ



Зарегистрирован: 04.02.2008
Сообщения: 461
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Ср Апр 30, 2008 3:25 pm    Заголовок сообщения: Три поколения педагогов в одной семье Ответить с цитатой

Три поколения педагогов в одной семье

Автор: Елена Карчевская

Многие родители делают все возможное, чтобы дать своим детям блестящее образование. Но мало кто ради этого захочет и сможет создать новую педагогическую модель и воплотить ее в жизнь в реальной школе. А вот родители Натальи и Всеволода Курбатовых — Людмила Анатольевна и Андрей Всеволодович — и захотели, и смогли.

Как все начиналось

Дети Людмилы Анатольевны и Андрея Всеволодовича Курбатовых — Наташа и Сева — родились в сложное для нашей страны время, в конце 1980-х: традиционная советская система ценностей была разрушена, а новая еще не появилась. Это касалось всех уровней жизни, в том числе и школьного образования, качество которого заметно снизилось. «По данным исследований ЮНЕСКО в 50 — 60-е годы ХХ века наша страна занимала 2-е место по интеллектуальному уровню молодежи, — утверждает Андрей Всеволодович, — а в 70— 80-е уже 42-е. Мы отчетливо понимали, что слабая система образования вряд ли разовьет интеллект наших детей до того уровня, о котором мы мечтали. И поэтому решили разработать собственную модель и реализовать ее сами, работая в школе». Надо сказать, что Курбатовым повезло: словно кто-то свыше решил, что новая модель должна появиться на свет именно с их помощью. Вокруг них объединились люди, которые помогли им осуществить задуманное.



Марина Сергеевна Смирнова, Людмила Анатольевна Курбатова, Всеволод Андреевич Курбатов, Ирина Всеволодовна Смирнова, Андрей Всеволодович Курбатов

В 1988 году их детям Наташе и Всеволоду было 3 и 4 года. Людмила Курбатова к тому времени окончила училище им. Гнесиных и консерваторию по классу фортепиано и преподавала в музыкальной школе, а Андрей Курбатов был начальником сектора НИИ экономки, информатики и систем управления. Именно ему предложили вступить в модное в то время МЖК — объединение молодежи, которое, не дожидаясь очереди на жилье, самостоятельно проектировало и строило микрорайоны. Как только был решен вопрос с жильем, в районе «Кожухово» встал вопрос о школе.

Дети подрастали. Людмила и Андрей очень хотели дать им хорошее интеллектуальное развитие, но найти в округе подходящей школы так и не смогли. Среди членов МЖК были молодые родители, которые желали для своих детей того же. Вместе они создали комитет, в который вошли психологи, педагоги, медики, системщики, математики. И разработали новую модель образования. Когда была отстроена школа «Кожухово», члены МЖК устроили конференцию, на которой обсуждались разные модели. Победила та, что представили Курбатовы. «Мы ориентировались прежде всего на своих детей, — рассказывает Людмила Анатольевна, — наблюдали за их развитием и пришли к выводу, что воспитание ребенка и развитие его интеллекта должно начинаться еще с дородового периода. Когда Наташа и Сева заканчивали детсад и готовились пойти в школу, мы поняли, что переход должен пройти естественно. А для этого дошкольное воспитание должно было быть связано со школьным, а общее образование с дополнительным. В детском саду акцент делают на художественно- эстетическое воспитание. Оно близко ребенку, так как развивает эмоционально-образное мышление, которое является определяющим почти до 12 лет. А при переходе в начальную школу тема искусства почти исчезает из образовательной системы. Родители начинают отдавать детей в кружки, дома творчества, и жизнь усложняется для всех. Мы разработали такую модель, в основу которой легли и наука, и творчество, и спорт, и воспитание, и развитие системы жизненных ценностей». Ради того чтобы претворить ее в жизнь, Курбатовы получили второе высшее педагогическое образование. Стали работать в школе, привели сюда своих детей и наблюдали, как раскрывались и расцветали их таланты, благодаря тому, что новая модель обрела жизнь.



логотип Центра образования № 1804 "Кожухово"

Людмила Анатольевна вот уже 17 лет работает директором в Центре образования № 1804 «Кожухово», а Андрей Всеволодович — научным руководителем и преподавателем математики.

Талантливый ребенок талантлив во всем

Сын Курбатовых Всеволод рос чрезвычайно любознательным, но очень неусидчивым ребенком. Если бы он попал в обычную школу, то родители наверняка стали бы частыми гостями учителей и завучей, выслушивая их нарекания по поводу дисциплины и уровню успеваемости. Активный темперамент не позволяет такому ребенку молча отсидеть целый урок и успешно выполнить общее задание.

Родители прекрасно понимали, что сын может учиться отлично, только его энергия должна быть направлена на те виды деятельности, которые доставляют сыну удовольствие. Поэтому мальчик с первого класса стал заниматься греко-римской борьбой, которая в «Кожухово» преподавалась на уровне спортивной школы. Здесь он сбрасывал лишнюю энергию и набирался сил. Свои эмоции Всеволод направлял в позитивное русло на уроках музыки — пел в хоре, играл на блок флейте, а позже — на гитаре. Музыку в Центре образования «Кожухово» тоже преподают на уровне музыкальной школы. Кроме того, мальчик два раза в неделю занимался шахматами, как и все остальные ученики. И однажды он удивил всех! Когда знаменитый Анатолий Карпов организовал командный шахматный турнир в рамках Всемирных юношеских игр, 12-летний Всеволод Курбатов, который занимался шахматами не профессионально, а для удовольствия, не проиграл ни одной партии.

«После блестящего выступления Севы мы поняли, что движемся в верном направлении, — рассказывает Андрей Всеволодович, — сын выиграл семь встреч у профессионалов, которые только и делали, что играли в шахматы, и в результате перенапрягались. Если ребенок делает что-то, не напрягаясь, и получает от этого наслаждение и удовольствие, то он лишь заряжается энергией и достигает огромных результатов. Нам многие говорили: «150 кружков дополнительного образования, не многовато ли? (Именно столько находится в Центре образования № 1804 «Кожухово». — Прим. авт.). Такая нагрузка на детский организм — целый день в школе! Но дети не занимаются всем подряд, они сами выбирают себе дело по душе. Впрочем, никто им не мешает в любом классе поменять свое увлечение. Именно так получилось у нашей дочери Наташи».

Поиск себя для ребенка необходим

Младшая сестренка Севы Наташа была полной противоположностью брату. Усидчивая и упорная, тихая и спокойная. И уже с детства отличалась целеустремленностью. Если ставила перед собой цель, то всегда ее добивалась. В начальной школе она увлеклась изобразительным искусством и училась в художественном классе. Писала глубокие картины, и часто участвовала в выставках. В 7-м классе юная художница неожиданно серьезно увлеклась биологией и побеждала во многих олимпиадах. В 9-м Натальей овладела жажда знаний русского языка и литературы: она стала писать стихи, и учителя прочили ей будущее филолога, тем более что она даже издала сборник своих стихов и неоднократно побеждала в московских и российских литературных конкурсах. А в 10-м классе Наташа всерьез увлеклась театром. Впрочем, когда пришло время выбирать профессию, девочка, не задумываясь, подала документы в МГПУ на экономический факультет. Может быть, кто-то скажет: ну что хорошего, металась, разбрасывалась, не могла сосредоточиться на одной науке. Но на самом деле она искала себя. И как хорошо, что для поисков у нее был отличный полигон — многопрофильная школа, которую создали ее родители. Многие, оканчивая школу, ищут потом свое призвание всю жизнь. И грустно, если не находят. Жизнь от этого кажется пустой и скучной. А Наталье и Всеволоду некогда скучать, им интересно работать и творить. Наташа в 19 лет перевелась на вечернее отделение и пришла преподавать в свою родную школу. Вскоре она стала классной руководительницей сразу двух классов: 10-го и 11-го. В 2006 году победила в районном конкурсе «Лучший в профессии, лучший в бизнесе», а в 2007-м стала лауреатом городского конкурса «Грант Москвы». Сейчас в 22 года девушка всерьез подумывает о втором — юридическом — образовании.

А что же Всеволод? «Я не сразу пришел к учительству, не думал, что пойду по родительским стопам. Поступил в МГОПУ на географический факультет, потому что с детства интересовался окружающим миром. Однажды заменил одного из своих однокурсников на практике. Меня пугали, что дети в классе буйные. А когда я начал вести урок, они тихо сидели и слушали меня с интересом, а потом попросили директора, чтобы я остался преподавать у них. Так я понял, что мой путь — быть учителем. Сейчас учусь в аспирантуре МГОПУ и преподаю географию в своей школе. Так же, как моя бабушка — Валентина Ивановна Курбатова, которая, кстати, с детства привила мне любовь к окружающему миру».

Самостоятельность плюс свобода выбора

«В силу обстоятельств нашим детям часто приходилось оставаться дома одним, — вспоминает Людмила Анатольевна. — Когда мы делали первые шаги на нашем поприще, то порой задерживались в школе и до полуночи. В результате, они рано стали самостоятельными. Хотя, можно сказать, что предоставление самостоятельности было нашим сознательным выбором в их воспитании».

«Помню забавный случай, — подхватывает Всеволод, — как я в восемь лет сам научился готовить. У меня рано развилась ответственность за младшую сестренку. И в один из таких вечеров без родителей я решил накормить ее гречкой собственного приготовления. Но у меня, похоже, плохо получалось. Позвал на помощь соседку. Та приходит и видит забавную картину: кастрюля едва наполнена водой, а сверху — гора гречки. Зато после этого случая я стал наблюдать, как готовят взрослые, и вскоре уже сам угощал Наташу».

В отношении выбора интересов своих детей Курбатовы тоже были скорее наблюдателями, чем участниками: пусть сами решают, что им по душе, даже методом проб. И это отношение оказалось наиболее верным. «Я даже мысли не допускала, — делится Наташа, — что родители могут меня или Севу заставить заниматься тем, чем хотелось бы им, а не нам. Тогда я вряд ли раскрыла бы все свои таланты. Мне была предоставлена свобода выбора, и я попробовала все, что нравилось, от чего я получала удовольствие. И теперь неплохо играю на фортепиано, знаю законы живописи и могу быть дизайнером, люблю математику, пишу стихи, знаю биологию, экономику. Это настоящее счастье для детей — свободное удовлетворение своей жажды познания, жажды любопытства без давления со стороны родителей».

Одним из плюсов педагогической системы Курбатовых является развитие у детей подлинно человечной системы ценностей: забота о ближнем, любовь к семье, доброта к окружающим, целеустремленность, оптимизм. Это касается и их собственных детей. Любая проблема, возникшая у кого-то из членов семьи, не оставляет их равнодушными. Они всегда придут на помощь — родителям или друг другу.

Мы — династия

Курбатовы — династическая семья. Учительские гены бабушки Валентины Ивановны Курбатовой и Всеволода Курбатова, преподавателя Академии им. Дзержинского (родителей Андрея Всеволодовича) передались по наследству и второму, и третьему поколениям. Валентина Ивановна и сейчас в свои 75 лет преподает в той же школе, где трудится вся семья. «Бабушка опровергла все представления о том, какой должна быть женщина, — вспоминает внук Всеволод. — Если всем детям бабушки рассказывают сказки, то я узнавал от нее о первых географических открытиях. В доме, где она жила, на стенах висели карты, изображения животных, населявших разные страны и континенты. Помню снег, сугробы вокруг ее дома, в печке трещат дрова, а бабушка рассказывает такие интересные истории! Мои представления о мире были намного глубже, чем у сверстников. В три года я уже знал, что такое Африка, пустыни, саванны. Может быть, поэтому мне в школе было довольно тесно, я перешагивал через классы и поступил в институт в 15 лет».



Натлья Андреевна Парницына-Курбатова, Валентина Ивановна Курбатова, Екатерина Сергеевна Смирнова

«А для меня бабушка Валя стала эталоном мудрой женщины, — делится Наташа, — она никогда не повышала на нас голос, а все спорные ситуации разрешала удивительно просто, деликатно и эффективно — беседовала с нами и задавала такие наводящие вопросы, от которых как-то сразу хотелось стать лучше и добрее».

21.03.08

_________________
Новое Планетарное Телевидение Молодежи
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> Новая школа "Кожухово 1804" в прямом эфире НПТМ Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB