Список форумов nptm.ru nptm.ru
Мария Карпинская приглашает на корабль "Странник"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Антропософия Рудольфа Штейнера

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> АНТРОПОСОФИЯ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Алекс 44



Зарегистрирован: 03.12.2008
Сообщения: 211

СообщениеДобавлено: Ср Дек 03, 2008 11:13 pm    Заголовок сообщения: Антропософия Рудольфа Штейнера Ответить с цитатой

Об антропософии Р.Штейнера Вы можете узнать здесь:
http://www.rudolf-steiner.ru/
Каталог трудов Р.Штейнера на немецком и русском языках, энциклопедическое изложение антропософии с Предметным и Именным указателем (см. конец оглавления), Русский архив, авторский раздел итп.
http://www.rudolf-steiner.ru/60000015/1367.html
http://www.rudolf-steiner.ru/60000017/1369.html
Однако лучше изучать антропософию не по справочнику или цитатам, вырванным из контекста, а по основным книгам: т. 9, 11,13, т.4 итд: осилив их, можно смело пеореходить к лекциям и они будут понятнее.
Без предварительной подготовки по книгам, без знакомства с антропософской гносеологией закрытые лекции, предназначенные для подготовленных слушателей могут показаться странными, даже оттолкнуть современного человека, который не привык верить на слово.
Здесь:
http://bdn-steiner.ru/
Наиболее полная в России библиотека трудов Р Штейнера и его последователей.
Полное собрание сочинений Р.Штейнера в 354томах на немецком языке из которых свыше 100 переведены на русский.
122 Приложения;
ссылки на родственные сайты, Антропософский форум, Глоссарий, Фотоархив, Медиаархив , свободный, открытый антропософский форум итп.


Последний раз редактировалось: Алекс 44 (Вт Фев 22, 2011 1:50 pm), всего редактировалось 6 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алекс 44



Зарегистрирован: 03.12.2008
Сообщения: 211

СообщениеДобавлено: Пн Янв 26, 2009 10:52 am    Заголовок сообщения: Re: Антропософия Рудольфа Штейнера Ответить с цитатой

Алекс 44 писал(а):
Об антропософии Р.Штейнера Вы можете узнать здесь:
http://www.rudolf-steiner.ru/
http://bdn-steiner.ru/
Наиболее полная в России библиотека трудов Р Штейнера и его последователей.
Полное собрание сочинений Р.Штейнера в 354томах на немецком языке из которых 90 переведены на русский.
122 Приложения
ссылки на родственные сайты.

http://shtajner-rudolf.ru/forum/viewforum.php?f=4
Последний сайт рекламный, появился недавно. По ошибке авторы включили работу о Кастанеде, который никакого отношения к антропософии не имеет.Кроме того програмное обеспечение сайта недостаточно и он постоянно подвергается атакам спамеров. На днях програмное обеспечение было улучшено
Одна из лучших статей об антропософии и Р.Штейнере

АНТРОПОСОФИЯ
(греч. anthroposophia — человекомудрие), течение в духовной жизни 20 века, исходящее из основанной Р. Штейнером «науки о духе» — сверхчувственного познания мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 основано Антропософское общество (в 1988 ок. 47 тыс. членов в различных странах), в 1923 — «Свободный университет науки о духе» (Гетеанум) в Дорнахе (Швейцария). Идеи антропософии получили реализацию в педагогике (Вальдорфские школы), искусстве (эвритмия ) и др.

1) в классификации наук — идея познания, отправной точкой которого служит место человека в иерархическом строе Вселенной. Впервые встречается в анонимном нравоучительном сочинении христианского характера Arbatel. De magia veterum. Basileae, 1575 ([Ангел] Арватил. О магии у древних). Используется парацельсианцами Р. Фладдом и Т. Воэном, теософом К. фон Эккартсхаузеном, Ф. В. Шеллингом и его школой, приверженцами Ф. Б. Баадера, И. Г. Фихте-младшим, Р. Циммерманом, Р. Штейнером и его последователями, Д. Бонхеффером и др.

2) Опытный метод постижения духовной природы человека и мира и рациональное учение о ней, принадлежащие Р. Штейнеру — немецкому философу и ученому, с 1899 представлявшему реформаторское (общедоступное) направление европейской эзотерической мысли. Первый круг штейнерианцев образовали сторонники неотеософии Е. П. Блаватской. В 1902—07 М. Я. Сиверс и Р. Штейнер создали Немецкую секцию Теософского общества с центром в Берлине. В 1913 вследствие расхождения взглядов Штейнера и руководства общества на христологию секция была из него исключена. Тогда же М. Бауэр, М. Я. Сиверс и К. Унгер преобразовали секцию в международное Антропософское о-во. В 1923 в Дорнахе (Швейцария) Штейнер основал «Гетеанум» — свободную высшую школу духовного знания. Для содействия исследованиям школы приверженцы антропософии из разных стран сформировали в 1923—25 Всеобщее антропософское общество с центром в Дорнахе. В 1935—45 деятельность общества была запрещена в Германии и на оккупированных ею территориях. В 2002 число членов общества — ок. 52 тыс. человек.

Первый российский кружок для изучения идей Штейнера создан в 1902 в Санкт-Петербурге М. Штраух (М. Шпеттини). В 1913 в Москве основано Русское антропософическое общество (председатель Б. П. Григоров); в1922 общество не получило государственного разрешения на продолжение деятельности; антропософы подвергались в СССР репрессиям. В 1990 учреждены Антропософское общество в России (член Всеобщего антропософского общества, имеет региональные отделения, центр в Москве), а также «София» — санкт-петербургская ветвь Всеобщего антропософского общества.

В отличие от англо-индийской теософии, в которой современная материалистическая наука дополняется древним спиритуализмом Востока (гностицизмом, каббалой, индийским оккультизмом), антропософия понимает материализм в науке как необходимую переходную стадию в развитии спиритуальной трактовки позитивного знания самого Запада. Согласно Штейнеру, такая трактовка составляет цель гетевской программы переосмысления фактов частных дисциплин на основе понятия прафеномена (наблюдаемая причинная связь явлений, заменяющая в науке Гете теоретическую модель гипотетико-дедуктивного неорганического естествознания), а также идеи метаморфоза растений и животных (аналог подвижного платоновского эйдоса в изучении живой природы). Идеал антропософского естествознания — построение феноменологической научной картины мира. Опираясь на наблюдение познавательной деятельности «я», Штейнер развил наукоучение И. Г. Фихте до беспредпосылочной (допредикативной) теории познания, обосновал радикальный этический индивидуализм и новую методологию сверхчувственного исследования, исходящую не из «мистики чувства» (религиозной — как у св. Терезы Авильской или Вл. Соловьева, либо теософской — как у Я. Беме, Э. Сведенборга, Е. П. Блаватской), но из выработки способности интеллектуальной интуиции (ибо «истинный путь в духовный мир лежит через восприятие чистых идей» — Steiner R. Mein Lebensgang. Dornach, 1925, S. 209). Владея подотчетным уму ясновидением, он переосмыслил оккультные представления антропологии, космологии и теологии прошлого и предложил эмпирико-научное толкование их мифологем. Антропософское движение зародилось как попытка «разоккультировать» оккультизм: инициаторы движения хотели заложить основы публичного логического изложения духовных воззрений, не зависящего от их символико-иррациональной, издревле хранимой в тайных братствах, формы. По мысли Штейнера, разрешение подобной задачи позволит западному миру «включить принцип посвящения как таковой в число принципов цивилизации» и приблизит наступление союза искусства, науки и религии.

Согласно антропософии, у истоков этого эксперимента стояла эзотерическая школа Дионисия Ареопагита, традиции которой были продолжены Иоанном Скоттом (Эриугеной), Сен-Викторской школой, немецким спекулятивным мистицизмом и проторозенкрейцерством (чья история отражена в розенкрейцерских манифестах и герметической легенде, записанной И. В. Андрее: Chymische Hochzeit: Christiani Rosencreutz. Anno 1459. Strassburg, Anno MDCXVI — Кристиан Розенкрейц. Химический брак. 1459. Страсбург, 1616). Развивая взгляды данного течения, Штейнер различает 2 формы ясновидения — инстинктивную, некогда лежавшую в основе мистики Древнего мира, и произвольную, которой, напротив, принадлежит будущее. Первая постепенно превратилась в психический атавизм. Ее проявления (медиумизм и экстрасенсорные воздействия) затемняют самосознание и ведут человека «назад» — к экстатическим состояниям (визионерству) либо к отказу от личной воли (цель медитаций иезуитов). Современное же мистическое развитие связано, по Штейнеру, с укреплением познавательных сил личности — ее внутренним ростом до сверхличного строя бытия. Не древнее грезящее восприятие, но погасившая его абстрактная мысль служит исторической подготовкой к критическому ясновидению завтрашнего дня. Последнее предполагает становление новой морально-психической конституции человека. Оно охватит 3 ступени высшего познания: 1) сознательную деятельность «я» в сфере сверхчувственного воображения, в парацельсианской терминологии — imaginatio; 2) сознательную деятельность «я» в сфере внеобразного, смыслообразующего вдохновения (inspiratio) и 3) высшую интуицию (intuitio). Предвосхищение этих состояний жизни людей и общества — задача западного, в частности восточноевропейского, посвящения. Его метод (содержащий, по «Ареопагитикам», стадии очищения, просвещения и совершенствования, или посвящения) с 15 в. получил облегченную форму, которая отвечает условиям века техники и наук о природе и аллегорически называется «розенкрейцерской» (Штейнер Р. Как достигнуть познаний высших миров. М., 1918, гл.: «Подготовление», «Просветление», «Посвящение»). Первые шаги этого пути — школа самовоспитания ума, чувства и воли, а также медитация как процесс, средний между упражнением и молитвой, — сегодня доступны всем, но пройти его в полном объеме, как и прежде, под силу немногим, поскольку пребывание в высших состояниях сознания сопровождается расщеплением повседневного сознания личности. Вместе с тем начиная с эпохи Гете в корне изменился критерий публичной оценки открытий в оккультной (трансцендентной для чувственности) области: с одной стороны, сформулированные посвященным в виде понятий они раскрывают свою очевидность или неубедительность в глазах рассудка, а с другой — построенные на них рабочие гипотезы подлежат проверке в гетеанской экспериментальной феноменологии и в сфере ее жизненных следствий, меняющих самого познающего.

Характерный пример подобного открытия — штейнеровское решение психофизической проблемы, согласно которому в морфологическом строении человека слиты 3 функциональных измерения: основой мысли и восприятия служат нервная и сенсорная системы, основой чувства — дыхание и кровообращение, основой воли — метаболизм и движение конечностей. Эта «чувственно-сверхчувственная форма» организма представляет собой медицинскую параллель к философской идее о трихотомии человеческой природы (дух, душа, тело). По Штейнеру, анализ феномена биографии сквозь призму эволюционизма Ч. Дарвина и Э. Геккеля оправдывает гипотезу реинкарнации: «Тело подлежит закону наследственности; душа подлежит судьбе, созданной ею самой. Эту, самим человеком созданную, судьбу называют его кармой. Дух же подлежит закону перевоплощения, или реинкарнации» (Штейнер Р. Теософия. М., 1915, с. 67). Будучи вселенной в малом виде (микрокосмом), человек содержит 1) материю минерального царства (физическое тело), 2) жизненные процессы царства растений (эфирное «тело»), 3) страсти (астральное «тело»), свойственные и животным, 4) ядро души – неповторимое «я». Его 5-й принцип – «самобытный дух», или духовная родословная «я», – превращает сумму воплощений индивидуума (одухотворенных им астральных тел) в самостоятельный вид, приобщая человека к царству ангелов. Напротив, в мире животных вид воплощен в сумме одновременно живущих особей. Сферу самобытного духа наполняет «жизненный дух» (6-й принцип: одухотворенное эфирное тело) и замыкает в аурическую оболочку действительный «духовный человек» (7-й принцип: одухотворенное физическое тело). На современной ступени эволюции семена трех высших начал человека (служащих зеркалом Бога во Вселенной) погружены в его низшую природу и раскроются в будущем благодаря творчеству «я». По сверхчувственным наблюдениям Штейнера, воплощения, как правило, разделены многовековыми промежутками. Дарования личности и обстоятельства ее предыдущей жизни часто «полемизируют» со способностями и обстоятельствами следующей: душа рождается то в женском, то в мужском организме, — то зодчим, то музыкантом, — наделенной то верой, то знанием. Посмертные судьбы души мыслятся по аналогии с ее ночной деятельностью: в форме ответа на вопрос «где бывает наше “я” во сне?» (Ф. В. Шеллинг). В том и в другом случае носитель сознания (астральные силы и «я») разлучается с телом до тех пор, пока не приобретет стремления к новому соединению с материей (Штейнер Р. Перевоплощение и карма: Их значение для культуры современности. М., 1999).

Антропософия рассматривает картину пневматологической эволюции бесплотных и полубесплотных предков людей, дополняющую геологическую и биологическую историю Земли (гипербореи, лемурийцы, «атлантидяне» и современное, или послепотопное, человечество — «расы», населявшие Землю в докембрии, мезозое, кайнозое и четвертичном периоде соответственно), 9 чинов небесной иерархии и их деятельность в природе и жизни человека, дуалистическую природу зла (его светоносные, люциферовские, и темные, сатанинские, силы), суть грехопадения и т. д. Антропософская реконструкция исторического процесса основана на представлении о том, что культурное развитие складывается из последовательных циклов по 2160 лет каждый (1/12 периода прецессии). В постатлантической эре таких циклов 7; 4 из них уже завершены — протоиндийская, протоперсидская, древнеегипетская и греко-латинская эпохи. С 15 в. начинается современный цикл — ему соответствует англо-германская цивилизация. За нею должны сформироваться славяно-германская, а затем американская культуры. Закат последней наступит в результате «войны всех против всех» (Штейнер Р. Апокалипсис Иоанна. Нью-Йорк, 1968). Но закономерность истории — лишь одна сторона прогресса, другая его сторона — придание ей смысла. И в этом — миссия сил высшего Я всего человеческого рода, время и место рождения которых — «мистерия на Голгофе». Антропософскую христологию составляет осмысление Штейнером образов, почерпнутых из миров эфира (сферы акаши, или квинтэссенции, где отражена «летопись вселенной»), — из текста Нового Завета ее содержание не следует. Идеи создателя антропософии об Иисусе из Назарета звучали для слушателей как «евангелие от познания» (см: Steiner R. Aus der Akascha-Forschung. Das fьnfte Evangelium. Dornach, 1948 — Штейнер Р. Страницы исследования акаши: евангелие пятое).

В июле 1917 по просьбе некоторых высокопоставленных чиновников Германии и Австрии Штейнер составил «центральноевропейскую программу» выхода из войны. Программа опиралась на идею своеобразного разделения властей — политической, хозяйственной и культурной. Три парламента должны были руководствоваться духом естественного «консерватизма», «выгоды» и «отсутствия принуждения» соответственно. Такая автономизация должна была сделать отчасти применимыми (но в разных сферах) 3 принципа социальной стабильности, сформулированные Ф. Фенелоном — свободу в культурной, равенство в политической, братство в хозяйственной жизни (на основе добровольных экономических ассоциаций), и, как он думал, — спасти европейские народы, которые «в случае осуществления программы Вильсона ждет гибель» в новой войне. Этот план действий и предложения, подготовленные к переговорам в Брест-Литовске (для Р. фон Кюльмана), встретили понимание правящих лиц (Карла I Австрийского, Макса Баденского), но не привели к практическим мерам с их стороны. После Ноябрьской революции 1918 сторонники Штейнера инициировали в Австрии, Германии и Швейцарии движение за разделение 3 указанных систем в структуре общества. Найдя отклик у рабочих, ряда промышленников, политиков (В. Ратенау, К. Эйснер) и интеллигенции (Г. Гессе, Т. Манн, др.), оно не смогло добиться успеха в период крушения германского мира.

Идеи антропософии вдохновляли художников (А. Белого, С. Беллоу, Н. Н. Белоцветова, Б. Вальтера, М. А. Волошина, К. Моргенштерна, М. В. Сабашникову, А. Штеффена, М. Энде), тогда как ученым, питавшим интерес к вопросам духовной жизни, они часто казались нерелигиозными и рассудочными, чуть ли не материалистическими. Среди исследователей-штейнерианцев выделяются: философы Г. Витценман, К. Унгер, В. Штайн; историки З. фон Гляйх, К. Хайер, математики Л. Лохер-Эрнст, Д. Адамс, астроном Э. Врееде, физики Г. фон Баравале, Г. Отт, Г. Унгер, химики Л. и О. Колиско, Р. Хаушка, биологи А. Устери, Г. Поппельбаум, биохимик Э. Пфайффер, врач И. Вехман, богослов Э. Бок; музыковед К. фон Бальц; в России — Д. В. Алексеев, В. М. Викентьев, А. Ф. Котс, Ю. К. Щюцкий. Прикладные идеи получили воплощение в педагогике (ок. 800 независимых вальдорфских школ и 2000 детских садов в мире, в России — 26 и 79 соответственно), медицине (клинико-терапевтическое движение, фармацевтика, омелотерапия рака), социальной терапии (лечебная педагогика, помощь взрослым с отклонениями в развитии, Кэмпхиллское движение), сельском хозяйстве (биодинамический метод), искусстве (органическая архитектура, мистериальная драма, «техника актера» М. А. Чехова, живопись, эвритмия), менеджменте и банковском деле (теория фаз развития предприятия Б. Ливехуда) и т. д. Некоторые ученики Штейнера обладали ясновидением (Й. фон Кайзерлинг, Ф. Пеппиг, А. Устери, В. Штайн), но лейтмотив его деятельности — построение теоретических и практических знаний о незримом мире, понятных людям, лишенным такой способности.

Отношение к антропософии со стороны ее критиков всегда оставалось вполне определенным: в 1919 папа Бенедикт XV признал ее несовместимой с учением Римско-католической церкви; в 1922 немецкие националисты из «Общества Туле» произвели неудачное покушение на Штейнера; в 1922 неизвестные лица сожгли строившееся здание «Гетеанума»; в 1924 с деятельностью Штейнера боролось американское тайное общество оккультного характера (Ein Leben fьr den Geist: Ehrenfried Pfeiffer; 1899—!961, hrsg. v. T. Meyer. Basel, 2000, S. 136, 233); в 1932 учение антропософов осуждено архиерейским собором Русской православной церкви за границей.

Несмотря на критику взглядов Штейнера (например, русскими философами: Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, Б. П. Вышеславцевым, В. В. Зеньковским — сб. «Переселение душ», Париж [1936]), антропософия оказала влияние и на представителей интеллигенции, не причислявших себя к ее последователям: Й. Бойса, В. И. Иванова, У. Б. Йитса, В. В. Кандинского, Б. С. Кузина, Ле Корбюзье, Т. Манна, Х. И. Мольтке, В.Я. Проппа, Ан. А. Тарковского, П. Тейяра де Шардена (через Э. Шюре), А. Шенберга. А. Швейцер считал, что «дорогой Штейнера должен пройти всякий». По мнению оптинского старца Нектария (Н.В. Тихонова): «То, что говорит доктор Штейнер, есть как бы букет цветов [...], но попадаются и плевелы» (Новый журнал. Кн. 8. Нью-Йорк, 1944). Широкую известность получили: Община христиан (движение за обновление церковной жизни, основанное в 1922 вышедшим из Евангелической церкви пастором и антропософом Ф. Риттельмайером), Всемирная энергетическая конференция (учреждена в 1924 промышленником-антропософом Д. Н. Данлопом; ныне — Всемирный энергетический совет), движение в защиту окружающей среды (начато в 1962 антропософами М. Спок и М. Ричардс и биологом Р. Карсон) и современное движение за модификацию процесса глобализации в интересах большинства (возглавляемое Н. Перласом, Филиппины).

* * *

ШТЕЙНЕР (Штайнер) (Steiner) Рудольф (27 февраля 1861, Кралевец, Австрийская империя, ныне Хорватия — 30 марта 1925, Дорнах, Швейцария), немецкий философ и ученый, основоположник антропософии.

Получил естественнонаучное образование в Венском политехническом институте. Испытал влияние Р. Циммермана и Ф. Брентано, университетские лекции которых посещал. Приобрел известность благодаря философскому обоснованию гетеанского типа естествознания, интерпретации мировоззрения Ф. Ницше, защите теории развития Геккеля и даже благодаря позитивному резонансу его главной книги «Философия свободы» среди представителей ненасильственного анархизма .

В 1902 создал и возглавил немецкую секцию Теософского общества, однако в 1913 в силу расхождений с руководством общества по христологическим вопросам секция была из него исключена, и приверженцы Штейнера основали Антропософское общество. Штейнер сотрудничает с ним, в декабре 1923 реорганизует его, становится его председателем и открывает Свободную высшую школу духовного знания.

Как реформатор-практик Штейнер заложил основы вальдорфской педагогики, антропософской медицины (в т. ч. омелотерапии рака), лечебной педагогики, биодинамического сельского хозяйства, инициировал развитие эвритмии , новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре; инициировал движение кон. 1910-х — нач. 1920-х гг. за разделение трех сфер «социального организма» — культуры, политики и хозяйства. В сотрудничестве со Штейнером группа протестантских священников и богословов во главе с Ф. Риттельмайером основала в 1922 Общину христиан — движение за обновление религиозной жизни.

Философское творчество Штейнера мало изучено, в частности не выяснен до конца вопрос о периодизации его идейного развития (так, строго имманентная философия раннего Штейнера, включающая спинозистские космологические и теологические импликации, сменяется поздней панентеистической картиной антропогенеза, содержащей трансцендентные духовные начала и т. п.). Свое место в традиции философского мышления Штейнер представлял в 1922 следующим образом: «Я связал два принципа. У Иоганна Готлиба Фихте я научился тому, что такое чистый акт, деятельность Я, отвратившаяся от внешнего мира, а у Аристотеля я взял полноту всеобъемлющего эмипиризма. Лишь тот, кто способен дополнить Фихте с помощью Аристотеля, находит полную действительность, таков и был мой путь» ("Antroposophical Movement" (London), 1934, vol. XI, № 3, p. 19). Первое его сочинение «Очерк теории познания гетевского мировоззрения» (1886, рус. пер. 1993) содержит программу перегруппировки опытных фактов частных дисциплин с целью построения феноменологической научной картины мира. Так, в каузальном объяснении процессов неорганической природы Штейнер ставит во главу угла систему прафеноменов (предложенную И. В. Гете), роль которых аналогична функции теоретической модели в традиционном естествознании. Диссертация «Истина и наука» (1892, рус. пер. 1913) посвящена анализу акта познания и восхождению к беспредпосылочному началу философии, а также критике соответствующих положений И. Канта и разрешению задачи допредикативного обоснования феноменологии (проблема, к которой позднее обратится Э. Гуссерль). «Философия свободы» (1894, рус. пер. Париж, 1932-34) строится на контрапункте встречных лейтмотивов: с одной стороны, познание есть продолжение эволюции, с другой — свобода поступка мыслима лишь с точки зрения радикального этического индивидуализма. Из дальнейших философских публикаций выделяются «Миросозерцание Гете» (Goethes Weltanschauung, 1897), фундаментальный обзор «Эгоизм в философии» (Der Egoismus in der Philosophi, 1899), анализ типа познания, присущего спекулятивному мистицизму от Экхарта до Ангелуса Силезиуса («Мистика на заре нового времени», 1901, рус. пер. 1917), истолкование языка античной и евангельской символики («Христианство как мистический факт и мистерии древности», 1902, рус. пер. 1917), доклад на IV философском конгрессе в Болонье («Психологические основы и теоретико-познавательная позиция теософии» — Die psychologischen Grundlagen und die erkenntnistheoretische Stellung der Theosophie, 1911), реконструкция четырех периодов становления западного сознания («Загадки философии, изложенные в очерке ее истории» — Die Raetsel der Philosophie in ihrer Geschichte als Umriss dargestellt, 1914) и опыт разрешения психофизической проблемы («О загадках души» — Von Seelenraeseln, 1917). Философским вопросам посвящены курсы лекций: «Антропософия, психософия, пневматософия» (Antroposophie, Psychosophie, Pneumatosophie, 1909. 1910. 1911 — о процессах восприятия и образования суждений, о Брентано и пневматологии Аристотеля ), «Мысль человеческая и мысль космическая» (1914, рус. пер. 1999 — типология мировоззрений), общедоступные лекции «Философия Фомы Аквината» (Die Philosophie des Thomas von Aquino, 1920), курс «Время зарождения естествознания и его дальнейшее развитие» (Der Entstehungsmoment der Naturwissenschaft in der Weltgeschichte und ihre seitherige Entwicklung, 1922-23) и др.

Последнюю треть жизни Штейнер посвящает своеобразному культурному эксперименту — воссозданию утраченного смысла мистериальных и эзотерических знаний в понятийной форме, в виде допускающей проверку дискуссии. И если способность Штейнера к интеллектуальному созерцанию и подотчетному уму ясновидению ставит его в ряд таких классиков описания сверхфизических сфер бытия, как Я. Беме, Э. Сведенборг или Е. П. Блаватская , то главным методическим принципом его философии остается при этом рационалистический эмпиризм: сквозь игольное ушко критической рефлексии исследователя должно проходить научное осмысление всякого чувственного и сверхчувственного материала.

C.А. Казачков


Последний раз редактировалось: Алекс 44 (Вс Мар 15, 2009 11:44 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алекс 44



Зарегистрирован: 03.12.2008
Сообщения: 211

СообщениеДобавлено: Чт Фев 05, 2009 1:32 pm    Заголовок сообщения: Re: Антропософия Рудольфа Штейнера Ответить с цитатой

[quote="Алекс 44"]
Алекс 44 писал(а):
Об антропософии Р.Штейнера


Часто то, что пренебрежительно называют "сектой" имеет очень древние корни. Поскольку об антропософии распространяется порой мнение как о секте, считаю возможным сказать кое-что о предыстории этого явления.

Всё новое - основательно забытое старое. Антропософия не появилась из ниоткуда, она гармонически продолжила поток идей, развивавшийся Гёте и Шиллером, Гегелем, Фихте, Шеллингом, германскими теософами и мистиками.
Если же заглянуть в более ранние времена - идеи вышеназванных исходят ещё из древней Греции, культура которой называлась эллинизмом. Наиболее видные представители эллинизма - Платон и его ученик Аристотель.
Платон считал, что идея первична и вечна, тогода как вещи - просто тени идей. Есть , например, много смертных кошек, они возникают и исчезают, но идея кошки вечна. Идея образует форму вещи. Человеческий дух - тоже бессмертная формообразующая идея. Человек существует до рождения (преэкзистенция) и после смерти (постэкзистенция). Он воплощается в каждой культуре и собирает опыт для дальнейшего развития.
Аристотель же считал, что идея не существует без вещи, вещи и идея соединены вместе. Душа возникает при рождении или зачатии тела, но после смерти тела существует и дальше. Предсуществование, а тем самым и перевоплощение Аристотель отрицал.
Идеи Платона нашли своё продолжение в неоплатонизме в 3-6 веках нашей эры, когда уже существовало христианство.
Само христианство было синтезом эллинизма и иудаизма, который совершался в период от возникновения Септуагинты в 3в до Р.Х. до Филона Александрийского. Когда с 4в. по Р.Х. на Вселенских Соборах устанавливались догматы церкви, идеи Платона, как более языческие, происходившие из пифагорейства и индуизма, не принимались, а идеи Аристотеля были отчасти положены в основу церковных догматов. Поэтому церковь Западная и Восточная считает, что душа существует только после рождения или зачатия тела, а до рождения не существует. Следовательно нет и перевоплощения, о котором учили Платон, Пифагор, буддисты и неоплатоники, и намеки на которое есть в Евангелиях ("Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым?" -Иоанн,9-2; "Он Илия, которому должно придти" Матф 11-14, наконец в Символе веры (Верую), где перечислены тезисы исповедания веры в конце "Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века")

Неоплатонизм ушел в подполье в средние века, но даже среди православных священников были великие неоплатоники, как, например, учитель св.Марка Эфесского, знаменитый учёный и верховный судья Мистры, Георгий Гемист Плифон (1355-1452). Он передал эстафету византийского неоплатонизма Козимо Медичи и Фиччини - основателям флорентийской Академии Платона, которая в 15 в. стала духовным вдохновителем эпохи Возрождения. Неоплатоником был Джордано Бруно и некоторые ученые 16-17вв. (например Кембриджские неоплатоники). Идеи неоплатоников о перевоплощении поддерживал в 18 в. Лессинг (см. Воспитание человеческого рода"), современник Гёте, Фихте и других германских философов. Отсюда недалеко и до Рудольфа Штейнера.

Аристотелизм же, помимо признания со стороны церкви, был арабами положен в основу средневековой науки, из которой родилась наука современная. Переводчик Аристотеля арап Аверроэс извратил его идеи и стал отрицать бессмертие души, что потом восприняли материалисты.

Антропософия сочетает научные принципы и идеи платонизма и христианства. Она родилась не на пустом месте.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Алекс 44



Зарегистрирован: 03.12.2008
Сообщения: 211

СообщениеДобавлено: Вт Янв 04, 2011 8:57 am    Заголовок сообщения: Поисковые система анетропософских сайтов Ответить с цитатой

Поиск по русским переводам GA с помощью Google:
site:bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/ [поисковой запрос]
пример

Поиск по всему сайту БДН:
site:bdn-steiner.ru [поисковой запрос]
пример

Поиск по сайту rudolf-steiner.ru, включая Энциклопедию Духовной науки "ANTHROPOS":
site:rudolf-steiner.ru [поисковой запрос]
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> АНТРОПОСОФИЯ Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB