Список форумов nptm.ru nptm.ru
Мария Карпинская приглашает на корабль "Странник"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

ЖЕНСКИ–МАТЕРИНСКАЯ ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА К.И. ШИЛИН

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Лилит
Site Admin


Зарегистрирован: 06.02.2008
Сообщения: 1192
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 20, 2011 10:48 pm    Заголовок сообщения: ЖЕНСКИ–МАТЕРИНСКАЯ ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА К.И. ШИЛИН Ответить с цитатой

Москва
2011
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖИВОГО ЗНАНИЯ
Том 25
К.И. ШИЛИН
ЖЕНСКИ–МАТЕРИНСКАЯ
ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА
ВОСТОКА _ МИРА БУДУЩЕГО
К.И. Шилин
ЖЕНСКИ–МАТЕРИНСКАЯ
ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА
Ш75
ISBN 978-5-98604-275-6 © Шилин К.И., 2011
УДК 008 (470+571+520)+140.8
ББК 87.2 (2 Рос+Япо)
Ш75
Энциклопедия Живого знания.
Т. 25 – 172 с.
ISBN 978-5-98604-275-6
Как почти соавтор
в работе приняла участие
Анна П. Ларина
Эта книжка не могла бы быть даже
задуманной, тем более написанной,
без вдохновляющего влияния
моей дражайшей половинки Лапиной Зинаиды.
Видит Бог, сколько я умолял
мою родную Зинулю
выступить в роли
хотя бы соавтора,
но тщетно.
По крайней мере,
здесь я имею право заявить,
что моя Зиночка является
подлинным автором этой работы,
но скрывается под псевдонимом,
что указан на обложке.
4
«Великие ростки Духовной СВОБОДЫ собрать в один огромный букет ПЕРВОЛЮБВИ ...
наступило ВЕЛИКОЕ ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН» (Л.И. Маслов «Откровения людям Нового века»). Таков высший смысл данной работы: построение системы образных понятий ЖЕНСКИ-МАТЕРИНСКОЙ ЛОГИКИ, основанной по своей логической сути на Открытии более общего основания – Живой метаформальной логики Творчества, позволяющей увидеть Новые перспективы Женской и эко-ограничения формальной логик.
Но для этого потребовалась смена теоретической парадигмы: философии Экософией как основанием Женской и Живой в целом логик. «Оборотная» сторона этого фундаментального процесса – снятие формальной парадигмы великого Аристотеля, обнаружившей ныне свою экофобную катастрофичность, многими по сию пору не понятую. Все это потребовало более глубокого проникновения в современную реальность, различая в ней реальности: Живую, предметно-расчлененно-цивилизационную и Творимо-Живую. Им и соответствуют: 1) интуитивно-Живая и женски-материнская логика Востока и женщин мира, 2) формальные логика-наука-философия Аристотеля и агрессивно-потребительского Запада и
3) создаваемая ныне Женски-материнская и общая Живая логики осмысливаемого Творчества Жизни.
5
Концепция представляет собою общую Стратегию эко-гармоничного совершенствова-
ния агрессивного мужского интеллекта в Твор-
ческий потенциал детей-женщин-мужчин-
старшихпоколений, что предполагает необ-
ходимость индивидуализации этой программы.
Может помочь Вам – при Вашем сильном же-
лании – стать тоньше-совершеннее-креативнее
при освоении Женской и Живой логики в целом.
Словом, Женски-материнская Живая логика
Творчества Жизни – самый краткий путь в
Эко-гармоничное будущее.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть I. ОБЩИЕ РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУРЫ,
ЦИВИЛИЗАЦИИ и их ЛОГИК
I.1. Женски-материнская логика =
логика воспроизводства Жизни
I.2. ИСТОКИ ЖИВОЙ ЛОГИКИ =
ЛОГИКИ ВООБЩЕ
I.3. НАЧАЛО ЖИВОЙ ЛОГИКИ ЯЗЫКА,
или ЯЗЫК – «МОСТИК» и предпосылка-
Начало-НОСИТЕЛЬ ЛОГИКИ
I.4. ЛИНГВО-ЭКОФИЛЬНАЯ ИДЕЯ ЗА-
РОЖДЕНИЯ ЖИВОЙ ЛОГИКИ
I.5. ЖИВАЯ ЛОГИКА ДЕТСТВА
5. Основные принципы Женски=
ЖИВОЙ логики
5.1. «Принцип всеобъемлющей
неопределенности»
5.2. “Вариативность и многозначность”
5.3. ПРАВИЛО НЕОЖИДАННОСТИ.
5.4. Практичность Женской логики
5.5. Непринужденность
5.6. Принцип миролюбия
5.7. «Реабилитация» Женской логики,
5.8. Существенные ограничения западной
логики
5.9. ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА и ЖИВАЯ
ЛОГИКА_ Гармоничное Будущее
ЧАСТЬ II. МАТЕРИНСКАЯ ЛОГИКА
ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ:
ВОСТОКО-РУССКИЙ ВАРИАНТ
II.1. ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА РАБИ’А АЛ-
АДАВИЙИ
II.2. СПЕЦИФИКА ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ
и ЕЕ ЛОГИКИ
II.3. ЗАМЫСЕЛ ЛОГИКИ НОРМАТИВ-
НОГО ПРОГНОЗА ТВОРЧЕСТВА
ТВОРЦОВ ДВУЕДИНОГО, ЯПОНО-
РУССКОГО МИРА
II.4. Двойное: женски-мужское Начало
теории=логики творчества
II.5. НОРМАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ Экосо-
фии _Логики ЯПОНО-РУССИИ
II.6. СТРУКТУРА ЖИВОЙ ЛОГИКИ
ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ
Женская и Живая логика в целом
Постоянство непостоянства женщины
Эко-гармонизация мужского творческого
потенциала японцев
Внелогические основы Японской МУЖ-
СКОЙ Живой логики –
Синтезирующая Живая логика
Метачеловека-Творца Жизни:
ИТОГИ _ ГЛОССАРИЙ МАТЕ-
РИНСКОЙ ЛОГИКИ Японо-
РУССИИ_ПЕРСПЕКТИВЫ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
«Женская логика – что это такое?
– Это миф. Я сколько хотите найду вам мужчин –
приведу за руку, причем очень высокого интеллекта и
профессионально успешных, которые вам продемон-
стрируют истерию, эмоциональную незрелость, во-
обще отсутствие какой бы то ни было логики, пред-
взятость, вспыльчивость, то есть те черты, которые
обычно приписываются ранимым барышням.
И сколько хочешь будет женщин с жестким,
твердым умом, со способностью все разложить и
делать серьезные выводы. Так что это ерунда, это
не вопрос женского и мужского, а это то, что наша
наука называет «когнитивный тип» – есть такие и
такие в обоих полах, это не вопрос пола…»
Так считает известный специалист, доктор
филологических и биологических наук, профессор
Т.В. Черниговская.
Да, действительно, именно таково эмпирически-
описательное понимание бессистемного «пере-
путывания» _ столкновения мужских: интеллек-
та _ формальной логики _ цивилизации (ныне
обнаруживших свою эко-катастрофичность) и
Женски-Матерински-сердечно-содержательных
ума _ логики _ культуры. В основе этого раз-
личия, переходящего в «мужском» обществе в кон-
фликт, – естественное различие Женщины-Матери
и (молодого) мужчины, которое в Китае обознача-
ется через знаменитое соотношение _ соотнесение
двух естественных начал: инь-ян, к тому же объе-
10
диняющих людей-с-Природой в одно гармонично-
Живое целое. Причем в инь немного ян, и наобо-
рот: в ян чуть-чуть инь. В норме их соотношение
гармонично, а их дисгармония _ противоречие _
борьба – аномально-противоестественны, но при-
вычны для Запада, начиная с античности, особен-
но с Аристотеля, выдавшего аномалию за «норму»,
ныне принятую за «естественное»-де, субъект-
объектное, «перекошенное» отношение (подме-
нившее действительно изначально-естественное
субъект-субъктное общение (инь-ян)). Это и при-
вело к «перепутыванию» логик: формальной (на наш
взгляд, агрессивно-мужской) и Женской логикой, а
также и самих женщин и мужчин, рассматриваемых
в данном случае в их духовно-творческой ипостаси-
функционировании: мужчины (особенно японцы)
женственны, а женщины (на Западе, отчасти и в Рос-
сии) – «мужественны»; таков, в частности, мир
цивилизации Запада, философски-логические осно-
вания которого заложил великий Аристотель. Это
особый, отнюдь не всеобщий рацио-эгоистичный
мир агрессивного потребительства, приведший
Мир Жизни к эко-кризису. Это значит, что мир Запада
агрессивно-потребительски-односторонне «пере-
кошен»; и значимую роль в этом «перекосе'BB играет
формальная логика Аристотеля, которая тем са-
мым выражает властно-материальные интересы
отнюдь не всего общества (как она претендует),
но лишь выдаваемые за них интересы правящего
меньшинства, выпячивающего роль агрессивной ча-
сти молодых мужчин, предводителем и кумиром ко-
11
торых был Александр Македонский – ученик_царь
Аристотеля.
А то, что известный лингвист Т.В. Черни-
говская (и многие другие) называют «женской
логикой» – это на самом деле карикатура, вы-
рожденный случай подлинной Женской логики,
нуждающейся в системно-фундаментальной эко-
гармонизации. Ее-то может и должна, по идее, на-
чать осуществлять Живая логика Творчества, в
первую очередь системно построенная Женская
логика, являющаяся осмыслением ее Живого ин-
туитивного основания. Живая логика Творчества
совершенствует формальную логику Аристоте-
ля в Метаформальную логику Творчества Жизни,
играющую тройную роль:
а) общечеловеческой Живой логики Творчества,
б) ее Мужского варианта, Мужской Живой ло-
гики Творчества и
в) максимально широкого основания Женской
логики творчества.
В этом контексте Женская логика должна будет
играть центральную, решающую роль при более чет-
ком различении Живой логикой Творчества себя как
Метаформальной логики от логики формальной. При
этом Живую логику будем понимать как структур-
ный «костяк» культуры вообще, а формальную логи-
ку – как структурно «свернутый» умысел антично-
западной техно=экофобной цивилизации. Соответ-
ственно Женскую Живую логику будем понимать
как теоретически абстрактную суть определенного
типа культур: Индии, Японии, буддизма, суфизма,
12
интуитивной логики женщин мира, довольно часто
(особенно на Востоке) выражаемую мужчинами,
как бы парадоксально это (для Запада) ни выглядело.
И будем исходить из того естественного факта, что
и для рождения _ воспитания ребенка необходимы
МАМА и ОТЕЦ (кит. инь-ян в их гармонии); а по-
тому столь же необходимы и две формы Живой логи-
ки: Женская и Мужская – в их взаимодополнении. И
всем нам присуща одна, общая для всех нас, ЖИВАЯ
логика, конструктивно альтернативная по отноше-
нию к формальной логике(трактуемой нами как не-
явно агрессивно-мужская). Живая логика составляет
отныне (для решения эко-проблем) необходимые
логические условия-основания создаваемой Жен-
ской логики как Новой Стратегии перехода мира
на уровень эко-гармонии. Т.е. миссия Женской ло-
гики – вместе с остальными вариантами Живой ло-
гики – и снятие реальной угрозы эко-катастрофы и
переход культур Востока-Запада-России-мира на ка-
чественно новый, экофильно-гармоничный уровень
взаимотворчества. И может быть решена основная
проблема современной эпохи: переход человечества
в новое качество, что возможно, на наш взгляд, на
основе, или путем перехода в новое, более совершен-
ное инновационно-творческое качество человека _
Человека-Творца, или целенаправленное развитие че-
ловека как духовно-творческой индивидуальности. А
для этого нужно лучше понять, что такое творчество,
творческая личность, творческая индивидуальность,
типология, способы-средства их формирования-
развития-совершенствования…
13
Начнем как будто издалека: с типологизации
населения _ культур _ творческих индивиду-
альностей на основе различения людей как детей-
женщин-мужчин-стариков, _ Детские-Женские-
Мужские-Соборно-синтезирующие культуры _
типы творчества и творческих индивидуально-
стей _ способов-логик их развития. Однако сами
эти логические связи и связки (_), означающие-
выражающие процессы перехода между процес-
сами и разными качествами были осмыслены _
сформулированы отнюдь не в широко принятой,
формальной, а разработанной нами Живой логике
Творчества, основным вариантом которой и явля-
ется Женская Живая логика Творчества, которая
есть Женски-МАТЕРИНСКИЙ вариант Живой
логики Творчества Жизни. Но почему возник этот
вопрос? И зачем нам нужна Женская логика? Разве
женскому полу она так уж нужна? Мы ведь как буд-
то обходимся без нее? Разве не так?
– Так уж исторически сложилось, что в Япо-
нии имеется особый, Женский язык. А у него не
может не быть своей, Женской логики, которая, как
известно, системно не осознана, т.е. интуитивна.
Но и весь японский язык в целом интуитивно женс-
твенен, – как и его логика. А разве может общество
жить,состоя только из женщин? Это значит, что ин-
туитивная Женская логика должна стать системно
осмысленной, пригодной для ее понимания еще и
мужчинам.
– А нужна ли такая Женская логика самим жен-
щинам?
14
– Да, Женская логика нужна и самим женщинам
для исполнения качественно новых, экологически-
Женски-Материнских – совместно, в соавторстве-с-
мужчинами-Отцами – функций воспроизводства био-
сферы как целостно Живой системы, отныне завися-
щей от человечества: Женщин и Мужчин, как Матерей
и Отцов в их экофильно-биосферной функции. Но не
менее значима и воспитательная функция Женского и
Мужского вариантов Живой логики Творчества, для
воспитания Творчески настоящих женщин и мужчин
как СоТворцов, совместно творящих саму Жизни.
Для имеющейся Женской логики характерна
прежде всего интуитивность высочайшего уровня,
не достижимая для большинства мужчин, даже ин-
теллигентных. Поэтому и бытует весьма ироничное
отношение к так называемой “женской” логике (см.
выше), которую принято считать просто алогичной
(некоим подобием логики, ее отрицанием) – в то
время, как в ней заложены логические, казалось бы,
парадоксы, вообще говоря, не разрешимые для муж-
ской, принятой ныне формальной логики. Но в то же
время ее наличие помогает подняться на следую-
щий, металогический уровень, опираясь на имею-
щуюся логику, и более – идя “от противного” по
отношению к ней, снимая ее как антипод интуитив-
ной Живой Женской логики, отказывая формальной
логике (логистике) в ее универсальности. Основное
преимущество Живой, в том числе и Женской ло-
гики – в ее естественности, в полагании ею самой
Жизни в качестве исходной аксиомы=основания, в
ее соответствии содержательной логике самой Жиз-
15
ни. Живая логика выступает в этом случае как некий
ее аналог, ее форма, способ и средство повышения
уровня ее самоорганизации, или “регулирования”
жизни (С. Радхакришнан. Индийская философия. Т.
2. с. 694.) Ни логистика, ни вся философия (Запада)
к этой функции не пригодны. Необходимость ее осу-
ществления и ведет к осознанию потребности в соз-
дании Живой логики, начиная с ее женского вариан-
та. Конечно, Живая логика – много шире Женской
Живой логики, включаетв себя и логику Детства,
и логику Жизни и логику интуитивного Творчества
Жизни Человеком, – в каковые входит и Женская
логика, сохраняющая тем не менее свою специфи-
ку форм Живой логики. Различение разных ее форм
есть решение почти чисто логической задачи, выво-
димые в ее начальных формах из различения форм
Жизни. Ведь Живая действительность тоже имеет
разные сферы, но они сами не отделяют, не разли-
чают себя друг от друга, составляя Живое целое.
Живая логика обнаруживает в нем его качественно
новое свойство – его Творимость Человеком, пре-
жде всего Женской творческой индивидуально-
стью. Она была в прошлом неким праобразом че-
ловека вообще (Аматэрасу в Японии, в буддизме), а
ныне становится идеальным прообразом Женщины-
Матери-Созидательницы будущего.
На Живую, особенно Женскую логику ныне
падает величайшая ответственность не только за
выражение Женщиной себя, своего творческого
Я, но еще и за гармоничное соединение многих
миров в творимо-Живое целое (в т.ч. и миров про-
16
фессиональных). Точнее, здесь необходимо дви-
жение с двух-трех сторон, из разных культур, из
разных профессиональных сфер к единому мно-
гообразному творимо-живому целому. По чисто
формальным-логическим критериям Живая ло-
гика – вовсе не логика (в силу того, что она есть
содержательная логика), а нечто такое, для чего
нужно еще найти подходящий термин. Таково, на-
пример, мнение А.И. Уёмова. В этом суждении
есть большой смысл. Да, действительно, Живая
логика есть, прежде всего, сама жизнь, а потом
уж логика. Но все-таки и логика тоже, ибо она
по-своему организует саму жизнь посредством
логических категорий. В то же время следует раз-
веять миф о чистой формальности современной
логики. Она тоже организует жизнь, абстрагируя
ее частные процессы: потребление=управление
(в экологическом структурном их тождестве) – во
всеобщую систему философии. Но эта связь пред-
метной логики со своим предметно-мертвящим со-
держанием скрывается философией. В этом смыс-
ле формальную логику можно считать особой:
содержательно-бессодержательной, перечеркива-
ющей свое живое до и вне-логическое основание.
Поэтому формальная логика в ее отделенности
и даже противопоставленностиживой реально-
сти теряет моральное право на дальнейшее су-
ществование. Она исчерпала свою историческую
необходимость бытия в качестве особой автоном-
ной сферы; ее уже качественно новое жизненно-
позитивное содержание=предназначение опреде-
17
ляется Живой, главным образом Женской логикой
как логикой Творчества Жизни. Впрочем, Женская
логика в значительной мере есть и логика Творче-
ства тоже, – хотя и особого творчества – творче-
ства следующих поколений, но уже и как творче-
ских личностей главным образом. Пожалуй, эта
форма Творчества Жизни – самая ответственная и
решающая. Соответственно и Женская логика как
форма логики творчества Жизни есть основная
сфера Живой логики, основной смысл которой –
Творчество Жизни Человеком. И все же вся Живая
логика, включая Женскую логику, будучи дисци-
плиной самосозидания, еще не есть сама Жизнь в
ее сущности, творимой человеком, но лишь как бы
ее скелет, схема. Она в принципе не может быть
полной картиной будущей жизни и тем более са-
мой жизнью. В этой логической схеме осознан-
но допускаются некие лакуны-тайны, которые не
столько невозможно, сколько не нужно открывать,
понимать, т.е. Женская Живая логика – это логика
выражения-созидания живой целостности, начи-
нающая этот процесс, но еще не в полном объеме.
Написание данной работы, построение Жен-
ского варианта Живой логики, хотя и задумано было
где-то четверть века тому назад, в начале 70-х, но
в теперешнем своем виде отчасти связано с книгой
В. Курбатова “Женская логика” (Ростов-на-Д., 1993,
224 е.). Принимая данное направление поиска, сме-
ним, однако, адресат иронии автора, заключенный
уже в подзаголовке: “(В шутку и всерьез о стран-
ностях молвы, сужденья, спора)”, обратив ее к тому,
18
что для В.И. Курбатова – почти вне шуток, а именно:
на предметно-”железную” мужскую, “всем извест-
ную” (формальную) логику. Впрочем, оба назван-
ные ее варианта заслуживают самого серьезного,
творческого, в т.ч. критичного и самокритичного,
ироничного и самоироничного отношения. Хотя бы
потому, что есть нечто – эко-проблематика, требу-
ющая фундаментального переосмысления всех тех
аксиом, которые, как оказалось, во многом ограни-
чены и ложны. Для этого переосмысления и нужен
качественно новый категориально-логический ап-
парат, т.е. та логика, которая делает своими частны-
ми случаями и ступенями в своем саморазвитии и
“железную” мужскую, в т.ч. и формальную логику-
диалектику-гносеологию и даже философию в це-
лом. Эту новую логику называем Живой. Одним из
основных ее вариантов – Женская логика, которую
В.Курбатов определяет, описывая так:
“Если под женской логикой понимать особен-
ности построения речи и характерные способы
поведения, специфические смыслы выражений и
даже бессмыслицу, язык мимики и жестов, вос-
клицаний и фраз, то во всем этом разнообразии
существуют некоторые стереотипы, или шабло-
ны. И если на самом деле женских логик столько,
сколько женщин, то женская логика, как нечто со-
вершенно противоположное всем известной муж-
ской “железной” логике, и есть выражение таких
стереотипов... Очевидно, это просто некоторые
неосознанно используемые, интуитивно применя-
емые приоритеты... Авторской гипотезой является
19
то, что женская логика представляет собой особый
компенсаторный механизм, который дает возмож-
ность разрешения противоречий между полами
мирным путем... и в индивидуально-личностной
форме” (В.Курбатов. сс. 4-5).
Своему варианту Женской Живой логики я
предъявляю более высокие требования: быть логико-
методологическим регулятивом (включающим в себя
все известные логические «механизмы» _ регуляти-
вы разрешения противоречий не только между пола-
ми, но и между человеком и Природой, т.е. решения
самых фундаментальных, эко-проблем современно-
сти). Оцениваемая с этих, эко-гармонизирующих по-
зиций, Женская логика оказывается – в силу своей, по
признанию В.Курбатова, естественности – экологиче-
ски более фундаментальной, чем пресловутая, обна-
ружившая в эко-сфере свои ограничения "железная"
мужская логика. Поистине "сила есть, ума не надо".
"Железность" мужской логики можно понимать как
антиэкологичность = экофобность = экоцидность =
эко-катастрофичность... Правда, В.Курбатов факти-
чески употребляет понятие логики в более широком
из принятых пониманий. Принято связывать логику
с мышлением, а не поведением (и если с поведением,
то черезмышление). И в этом отношении наши по-
зиции близки, если не тождественны: нет (в норме)
и не нужны жесткие разграничения (тем более про-
тиворечия) между мышлением и поведением челове-
ка, между его сознанием и “материальным бытием”,
между ним и природой и если-когда они возникают,
тогда необходимо всеми, в том числе и логическими
20
средствами (обеих и всех иных логик) стремиться к
их снятию, к гармонизации противоречий...
Логику создают в качестве системы средств
организации-регулирования человеком (мужчиной,
женщиной, старшими=умудренными поколениями)
своей жизни и творчества, своего общения с миром
Жизни и между собою. Большей частью ее не вы-
деляют из общей, в основном интуитивной, систе-
мы представлений=отношений=связей с миром. А
когда это в античности (софисты-Аристотель) про-
исходит, то этот рубеж символизирует возникнове-
ние противоречия между Природою и человеком-
мужчиной, а также между ним и остальным че-
ловечеством: детьми-женщинами-творческими
личностями (мудрецами). И философия: логика-
диалектика-гносеология... – создается не только в
качестве выражения “любви-к-мудрости”, но и ра-
ционалистичного, рафинированно-эгоистичного ее
ограничения, якобы, “любовью”, а в действитель-
ности – материальными интересами, отождествля-
емыми с предметом потребления и деятельности во
имя потребления и структурно-отождествляемых с
нею властных отношений.
Конечно, создание предметно-’железно’-
мужской логики (и философии в целом) качествен-
но повысило уровень осознанной активности чело-
века в мире. НО также и создало эко-проблематику,
фундаментальные основания которой игнориру-
ются в принципе до сих пор. В этих условиях и
возникает актуализация более внимательного и
серьезного востребования, осмысления и синтези-
21
рования культур-мудрости Востока, в особенности
по-женски специфичной и экологичной логики буд-
дизма. Этот интерес к Востоку усиливается волна-
ми. Одна из этих “волн” произошла в начале XX в.
в России. Это – Ф.И. Щербатской, опубликовавший
свою “Буддийскую логику”.
В этот же ряд можно поставить и “Женскую
логику” В.И.Курбатова. Она все же представляет
собою некий этап в осмыслении исторически и эко-
логически более фундаментального, интуитивного
уровня-пласта системы эко-общения. Главное, в чем
заключается ее качественное преимущество перед
“железной” логикой – это ее естественность, много-
кратно подчеркиваемая В.Курбатовым, или приро-
досообразность. И с этих позиций предмет его книги
шире-глубже-фундаментальнее-перспективнее, не-
жели это выразил ее автор: не “философия общения”
(с. 5), а Экософия гармонизирующе-развивающего
эко-общения – с особым акцентом на межличностно-
творческом общении. Конечно, книга В. Курбатова
отвечает этим, современным требованиям не в пол-
ной мере. И все же она является шагом в этом на-
правлении и ее можно рассматривать как переход
от “круто”=”железно” мужской логики=философии
к “релятивистской”, эко-гармонизирующе женски-
мужской Живой логике_Экософии общения.
Так понятая, Женски Живая логика будет более
адекватна следующей трактовке женской логики
В.Курбатовым: "поскольку женская логика в нашей
гипотезе символизирует конверсию враждебности и
непримиримости в мудрость межличностного обще-
22
ния, то философия (читай: Экософия. – К.Ш.) обще-
ния может вполне адекватно трактоваться как лю-
бовь к мудрости общения": (с. 5). Да, действитель-
но, в Экософии гораздо больше подлинной любви и
мудрости, чем в философии. Основная здесь форма
любви (и ей соответствующая мудрость Творче-
ства) – это Любовь-к-Жизни, к Живой Природе, и
уже не только как Матери-Сестре-Супруге и До-
чери, совместному (женски-мужскому) Творению
Человека. И тогда просто отпадает тот соблазн, о
котором пишет В.Курбатов:
“Есть один необычайно легкий путь объяснения
феномена женской логики и, соответственно, боль-
шой соблазн ее использования: объявить так называ-
емую мужскую логику явлением нормальным, а все
остальное представить как некоторую аномалию” (с.
5). Увы, автор приведенных строк не вполне сумел
не поддаваться этому соблазну. Кое-где в подтексте
книги звучит все же мотив аномальности женской
логики. Например: “Женская логика – это такое не-
что, что вообще неописуемо, непредсказуемо, не-
выразимо и, соответственно, необъяснимо... Также
невозможно, как невозможно открыть то, чего нет,
либо то, что уже открыто... Женская логика – такой
объект исследования, который практически не с чем
сравнить” (с. 33).
Кроме Бога, Жизни, Детства, Востока, Твор-
чества, особенно Искусства... К ним в максималь-
ной мере применимы те “не”, которыми описал
В.Курбатов Женскую логику. Но вот ее ли? Ука-
занные слова скорее могут быть отнесены к Богу,
23
жизни, женщине, детству, религии, искусству,
душе, чувству, интуиции, Востоку и т.п. И к жен-
ской логике тоже…, если она сможет вобрать-
постичь указанные феномены, постичь непости-
жимое, описать неописуемое, вообразить невооб-
разимое, представить непредставимое, предска-
зать непредсказуемое, сотворить несотворимое...
А это действительно фундаментальная проблема.
И В.Курбатов в каком-то приближении ее по-
своему решил. НО при этом существенно сузив и
почти запредельно упростив ее. Или, говоря науко-
ведческим языком, решая эту проблему в устарев-
шей, экологически смертельно=катастрофичной
парадигме... Для этой парадигмы еще более остра
и нерешаема проблема... мужчины=мужской
логики. Ведь если вдуматься, именно он и по-
средством мужской логики = философии = нау-
ки = техники = цивилизации в целом создал иду-
щую эко-катастрофу. Он и творец ее, и жертва.
Правда, жертвами в еще большей мере оказы-
ваются дети-женщины-человечество=Жизнь в
целом. Но что в мужской логике = философии =
науке экологически-катастрофично? Что нужно
ограничить-переосмыслить, а что, наоборот, раз-
вить? Для мужской логики, и В.Курбатова тоже,
этих проблем просто нет. А это значит, что мы на-
щупали фундаментальные ограничения всей со-
временной, мужской цивилизации, построенной
посредством “железной” мужской логики. Как бы
она ни объявлялась “нормальной” логикой, по-
стигнуть свои ограничения при существующем
24
уровне своего развития она не в состоянии. Вме-
сте с построением Женской логики необходимо
построить и Мужскую логику также, – как вари-
анты Живой логики.
И все же эти проблемы должны быть решены.
ЕСЛИ мы хотим жить, если мы сможем начать по-
зитивно участвовать в самосозидании-саморазви-
тии Жизни, перейти к сотворчеству с нею, сделав
себя, или сотворя себя Сотоворцами Жизни. Для
этого-то и нужна Живая (в том числе и Женская, и
Мужская) логика как логикаТворчества Жизни Че-
ловеком (Женщиной+Мужчиной в их гармоничном
сотворчестве=общении). А все современные логики
и особенно “круто=железно” мужская – экологи-
чески аномально = катастрофичны.
Но это не значит, что все их нужно “выбросить”.
Нет. Ведь иного логического “материала” для по-
строения Живой логики у нас нет. Придется доволь-
ствоваться тем, что есть, – правда, обратившись к
до- и внелогическим основаниям логики: к культуре,
искусству, религии, наконец. Своя логика у них есть.
Ее еще “только” нужно постичь. (Понять-познать
имеющимися рационально=логически=научными
средствами это невозможно. И В.Курбатов – один
из свидетелей.) Для современной, мужской логи-
ки: “вообще неописуемо, непредсказуемо, невыра-
зимо и, соответственно, необъяснимо...” А жить с
ним надо. И мы всю жизнь живем с ним. Проблема
“лишь” в том, как это выразить в категориях Новой,
Живой логики. Как повысить свой творческий уро-
вень во имя сотворения Логики Нового уровня? Как
25
выразить невыразимое, осмыслить непознаваемое,
постичь непостигаемое..? И вырваться на новый
уровень?
Решение этого комплекса проблем для “же-
лезной” логики явно не под силу... “Железа” здесь
мало. Его вообще здесь нет. Одна сплошная не-
определенность, которая “под силу” разве что
женски=творческой интуитивной сверхмудрости.
Словом, это проблемы Экологичной мудрости, или
Экософии и не просто Живой и даже не Женски-
Мужской логики, но логики Животворящей логики
Творчества Жизни Человеком; Женская логика к ней
на порядок ближе. Ее нужно “всего лишь” дораз-
вить. Предметно “железно” мужскую логику нужно
кардинально переосмыслить, переконструировать,
пересотворить, оживить=гармонизировать, прибли-
зить к женской… Но что это значит?
– Прежде всего снизить претензии мужской
логики на всеобщность; “ввести Жизнь” с ее гар-
моничностью, целостностью, в ее общении-с-
Человеком в систему «Животворяще-Живых логик
и=этики=эстетики=педагогики... Нужно и вообще
снизить претензии логики в системе Экософии,
выдвинув на первый план саму Жизнь в ее тожде-
стве с Человеком=Творцом и его самосозиданием,
гармонизировав структуру (Живой) логики в со-
ответствии с этими, качественно новыми, прежде
всего – нравственными приоритетами. Предметно-
Мужекая логика, – как и “философия – это анти-
жизнь” (Г.Гачев). Или, говоря логическим языком:
интуитивная Женская логика – тезис, формальная
26
(=агрессивно=мужская) логика – антитезис, Жи-
вая логика – гармоничный синтез. Но это – схема.
Жизнь, естественно, – бог всяких схем. И Живая
логика тоже, это прежде всего Живая сущность,
а уж затем логика. И Женская логика, как наибо-
лее Живая – по сравнению с мужской логикой –
это прежде Живая сущность, Женщина во всем
многообразии-неисчерпаемости своих свойств, а
потому она трудно постижима для мужского ума
с “железобетонной” логикой. В этом осмыслении
Женской логики грех был бы не опереться на до-
статочно объемную книгу В.Курбатова “Женская
логика”. Во многом она есть движение в том же
направлении, но..., как бы помягче сказать, в рам-
ках имеющейся мужской парадигмы... И тем не
менее. Попытаемся сформулировать некий “коэф-
фициент” перехода от господства мужской логики
к полаганию Живой, в том числе и Женской логи-
ки в качестве той, более общей логической систе-
мы, значимой подсистемой которой должна стать
и гармонизированно-”обнавленная” Мужская, но,
что еще важнее, и формальная логика также. По-
просту говоря, необходима смена знака в отноше-
ниях между мужской и Женской логиками, Женская
логика (и логика Творчества Жизни) должна стать
основой для эко-переосмысления-переоценки и
дальнейшего развития мужской логики. Это важ-
но хотя бы потому, что Женская логика, оценивае-
мая с позиций логики мужской, оказывается если
не всецело логической “аномалией”, но все же не
вполне достойной серьезного к себе отношения.
27
Хотя сама женщина, ее предназначение, а значит,
и ее логика достойны самого серьезного к ним от-
ношения. И В.Курбатов дает для этого вывода до-
статочные основания (хотя сам он такого вывода
в своей книге все же не делает). Собственно гово-
ря, вся книга может быть достаточно легко скорее
доосмыслена, чем переосмыслена с этих позиций
и послужить основанием для сделанных выводов
о приоритетности Женски=Живой логики по от-
ношению к логике мужской. Необходимо лишь
сменить тон, внимательнее и серьезнее отнестись
ко всему тому, что пишет В.Курбатов и особенно
к тем выводам, к которым он приходит. Если уж
мы с ним занялись Женской логикой со всей ее
естественностью, многозначностью и парадок-
сальностью, то уж давайте будем мужчинами и со
всей рациональностью сделаем вывод о том, что
интуитивная Женская логика все же изначальнее,
фундаментально=инвариантнее и экологически
перспективнее формальной логики.
Одно замечание. В.Курбатов исходит из следу-
ющего понимания образа-символа-понятия “жен-
щина”: “не существует женщины как общего и абс-
трактного понятия. Все, что связано с женщиной,
не терпит усредненности, приведения к общему
знаменателю. Женщина всегда конкретна, инди-
видуальна и, конечно, уникальна” (с. 127). Это и
есть определение понятия Женщина, Ее, Женской
логики. Тем самым В.Курбатов прямо утверж-
дает фундаментальность этих феноменов нашей
жизни – во всей их “жизненности”, идя вопреки
28
исходному основанию своих рассуждений. Ну бук-
вально по Оскару Уайльду: “Глупый противоречит
другим, умный – сам себе”. И тогда правильно, что
В.Курбатов по существу определяет абстрактность,
усредненность, предметность, “объективность” и
т.п. как свойства ущербной, односторонней, эко-
логически опасной мужской, особенно формальной
логики. Понять это “оборачивание метода” можно
при смене позиций, при качественном углублении
исходных аксиом.
Начнем с одного такого чисто научного свиде-
тельства. “Современные научные изыскания уве-
ряют, что при возникновении (оплодотворении яиц
сперматозоидами) все мы... женщины! генетика
утверждает, что только к шестой неделе зародыша
гены, ответственные за развитие мужского пола на-
чинают развиваться, оживать и влиять на развитие
зародыша. И он соответственно начинает приобре-
тать свойственные мужскому полу фенотипичес-
кие признаки. Это в огромной мере оправдывает
приоритет Адама в первородстве” (В.Курбатов.
Женская логика, с. 130), а мужской логики – в из-
начальности, инвариантности, всеобщности. На-
оборот, усиливается уверенность в том, что Жен-
ская логика ближе к Живой Логике вообще. Еще
более того, следующими выводами В.Курбатов как
тонкий наблюдатель женской психологии=логики
серьезно усиливает уверенность в естественнос-
ти высказанной выше мысли: “принципы женской
логики имеют настолько естественный характер,
что сродни безусловным рефлексам и свойственны
29
каждой женщине. Принципы же мужской логики
имеют достаточно искусственную природу и могут
трактоваться исключительно как условные рефлек-
сы... Если использовать тривиальные оценки, то
мужская логика ближе к классово-идеологическим
канонам, а женская – к общечеловеческим нормам”
(В.Курбатов, с. 116).
Но тогда совершенно естественен вывод: их
сопоставление возможно в полную меру при опоре
главным образом на Женскую (и Живую) логику, при
ее (их) понимании как инварианта Логики вообще и
при трактовке мужской-формальной логики как всего
лишь варианта этой общечеловечной и даже обще-
природной Логики (Жизни). Подчеркнем еще раз:
В.Курбатов достаточно четко и определенно сформу-
лировал основания для такого вывода, предоставив
возможность сделать его другим. Воспользуемся этим
шансом, – выводя Женскую логику как бы непосред-
ственно из Жизни Природы, изначально-языческих
культур, из Дао-Животворной логики Детства, но вы-
являя ее относительную самостоятельность в рамках
Живой логики и придавая большую фундаменталь-
ность = всеобщность тем принципам и свойствам
Женской логики, который выявил в своей талант-
ливой книге “Женская логика” ее автор В.Курбатов.
Итак, что же главное в Женской, логике Женщины-
Матери-Созидательницы?
Воспроизводство ею Жизни человека, а в пер-
спективе, в соответствии с жесткой тотальной не-
обходимостью – также и Жизни в целом. Прежде
всего этим и определяются
30
Часть I. ОБЩИЕ РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУРЫ,
ЦИВИЛИЗАЦИИ и их ЛОГИК
1.1. Женски-материнская логика = логика вос-
производства Жизни
И по этому основанию Женская логика явно
фундаментальнее мужской-формальной, ибо по-
следняя определяется главным образом двумя,
структурно подобными процессами: потребления
= управления. Поэтому формальная мужская логи-
ка (в ее витализированном виде) может существо-
вать на основе и даже как частный, формализован-
ный вариант Живой логики, функции которой по
существу выполняет Женская логика. Просто фор-
мальная мужская логикаесть средство подчинения
человеку=мужчине=потребителю всего остального
мира. Т.е. формальная мужская логика – это логика
властных отношений, а они – на фоне Жизни и осо-
бенно ее Творчества – просто примитивны, легче
поддаются формулированию информации. Поэтому
аргумент В.Курбатова (впрочем, широко распро-
страненный), связанный с фактом наличия мужской
и почти отсутствия женской логик, говорит скорее
об относительной примитивности первой и сложно-
сти второй, не просто общечеловечной, но и общей
Живой, общезначимой для Жизни вообще. Пробле-
ма еще и в том, что поныне Жизнь воспроизводила
себя сама: даже рождение человека и его становле-
ние творческой личностью во многом не понятны
до сих пор, – в том числе и из-за отсутствия соот-
31
ветствующей логики=методологии. И еще более по-
тому, что имеющаяся, “круто = железно” мужская
логика – мощное, трудно преодолимое препятствие в
осмыслении-воспроизведении-сотворении Жизни, в
том числе и в создании Живой логики и ее Женского
варианта. Самоуверенность мужчин определенного,
агрессивно-профессионального типа и уровня в боль-
шей мере мешает созданию Женски-Живой логики,
чем трудности самого процесса ее созидания. Отча-
сти поэтому так уж полу
_________________
Мария Карпинская, автор проектов "Детское государство", "Мир глазами детей","Новый караванный путь", писатель, поэт, мыслитель, журналист международник. В народе Мария Магдалина, по своим гностическим исследованиям Лилит
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nptm.ru -> НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB